Вывести первые n чисел фибоначчи блок схема

Числа Фибоначчи: циклом и рекурсией

Числа Фибоначчи – это ряд чисел, в котором каждое следующее число равно сумме двух предыдущих.

Иногда ряд начинают с нуля.

В данном случае мы будем придерживаться первого варианта.

Вычисление n-го числа ряда Фибоначчи с помощью цикла while

Присвоим переменным fib1 и fib2 значения двух первых элементов ряда, то есть единицы.

Получим от пользователя номер элемента, значение которого требуется вычислить. Присвоим номер элемента переменной n .

Поскольку значения первых двух элементов ряда Фибоначчи нам уже известны и вычисления начинаем с третьего, количество проходов по телу цикла должно быть на 2 меньше значения n , то есть n — 2 .

Если пользователь вводит 1 или 2, тело цикла ни разу не выполняется, на экран выводится исходное значение fib2 .

В теле цикла выполнять следующие действия:

  1. Сложить fib1 и fib2 , присвоив результат переменной для временного хранения данных, например, fib_sum .
  2. Переменной fib1 присвоить значение fib2 .
  3. Переменной fib2 присвоить значение fib_sum .

После окончания работы цикла вывести значение fib2 на экран.

Пример выполнения программы:

Компактный вариант кода:

Вывод чисел Фибоначчи циклом for

В данном случае выводится не только значение искомого элемента ряда Фибоначчи, но и все числа до него включительно. Для этого вывод значения fib2 помещен в цикл.

Рекурсивное вычисление n-го числа ряда Фибоначчи

  1. Если n = 1 или n = 2, вернуть в вызывающую ветку единицу, так как первый и второй элементы ряда Фибоначчи равны единице.
  2. Во всех остальных случаях вызвать эту же функцию с аргументами n — 1 и n — 2. Результат двух вызовов сложить и вернуть в вызывающую ветку программы.

Допустим, n = 4. Тогда произойдет рекурсивный вызов fibonacci(3) и fibonacci(2). Второй вернет единицу, а первый приведет к еще двум вызовам функции: fibonacci(2) и fibonacci(1). Оба вызова вернут единицу, в сумме будет два. Таким образом, вызов fibonacci(3) возвращает число 2, которое суммируется с числом 1 от вызова fibonacci(2). Результат 3 возвращается в основную ветку программы. Четвертый элемент ряда Фибоначчи равен трем: 1 1 2 3.

Источник

Вывести первые n чисел фибоначчи блок схема

1. Вывести на экран n первых чисел ряда Фибоначчи.

Решение: первый алгоритм поиска чисел Фибоначчи.
Ответ:
n=6
1 1 2 3 5 8

program fib_01;
uses crt;
var i, ch, ch1, ch2, n :integer;

    n — количество чисел Фибоначчи;
    ch — число Фибоначчи;
    ch1, ch2 — вспомогательные переменные алгоритма поиска чисел Фибоначчи>

begin
clrscr;
write(‘n=’); readln(n);

    ch:=0; <алгоритм поиска чисел Фибоначчи>
    ch1:=1;
    for i:=1 to n do
      begin
      ch2:=ch1;
      ch1:=ch;
      ch:=ch1+ch2;
      write (ch:5) <надо вывести на экран все числа Фибоначчи,, поэтому оператор вывода находится внутри цикла>
      end;

end.

2. Вывести на экран n-ый элемент ряда Фибоначчи.

Решение: первый алгоритм поиска чисел Фибоначчи.
Ответ:
n=10
ch=55

program fib_02;
uses crt;
var ch, ch1, n, i, ch2: integer;

    n — количество чисел Фибоначчи;
    ch — число Фибоначчи;
    ch1, ch2 — вспомогательные переменные алгоритма поиска чисел Фибоначчи>

3. Вывести на экран n1-ый и n2-ой элементы ряда Фибоначчи и их сумму

Решение: первый алгоритм поиска чисел Фибоначчи.

Ответ:
n1=5
n2=10
5 55
S=60
или Ответ:
n1=10
n2=5
5 55
S=60

Program fib_03;
Uses CRT;
var n1, n2, ch, ch1,ch2, i, max, s:integer;

n1, n2 — номера чисел Фибоначчи;
ch — число Фибоначчи;
ch1, ch2 — вспомогательные переменные алгоритма поиска чисел Фибоначчи;
max — наибольший номер числа Фибоначчи;
S — сумма чисел>

begin
clrscr;
s:=0;
write(‘n1=’); readln(n1);
write(‘n2=’); readln(n2);

if n2 > n1 then max:=n2 else max:=n1;

for i:=1 to max do

    begin
    ch2:=ch1;
    ch1:=ch;
    ch:=ch1+ch2;
    if (i=n1) or (i=n2) then <если число является n1-ым или n2-ым элементом ряда, то прибавляем его к сумме>
      begin
      write(ch:5);
      s:=s+ch;
      end;

    end;

writeln; write(‘S=’:5,s);
end.

program fib_04;
uses crt;
var ch, ch1, n, i, ch2: integer;

    ch — число Фибоначчи;
    ch1, ch2 — вспомогательные переменные алгоритма поиска чисел Фибоначчи>

program fib_05;
uses crt;
var ch, ch1, n, i, ch2: integer;

    ch — число Фибоначчи;
    ch1, ch2 — вспомогательные переменные алгоритма поиска чисел Фибоначчи>

6. 10 случайных чисел генерируются компьютером в интервале [5,10].
Вывести на экран числа ряда Фибоначчи. Найти их среднее арифметическое.

Решение: первый алгоритм поиска чисел Фибоначчи (рациональнее было бы применить второй алгоритм поиска чисел Фибоначчи. )

Ответ может быть:
Количество чисел Фибоначчи равно 0.

ch=8 ch=8 ch=8
Sred=8.

<проверка деления на 0:>
if kch 0 then begin Sred:=s/kch ; write (‘Sred=’:5, sred) end
else writeln(‘Количество чисел Фибоначчи равно 0.’);
end.

7. Число x вводится с клавиатуры. Проверить, является оно числом ряда Фибоначчи. Программа с тестированием.

Решение: второй алгоритм поиска чисел Фибоначчи.

Ответ:
x=5
1. ch1=1 ch2=0 ch=1
2. ch1=0 ch2=1 ch=1
3. ch1=1 ch2=1 ch=2
4. ch1=1 ch2=2 ch=3
5. ch1=2 ch2=3 ch=5
Цикл закончен
x — число Фибоначчи

x=6
1. ch1=1 ch2=0 ch=1
2. ch1=0 ch2=1 ch=1
3. ch1=1 ch2=1 ch=2
4. ch1=1 ch2=2 ch=3
5. ch1=2 ch2=3 ch=5
6. ch1=3 ch2=5 ch=8
Цикл закончен
x — не число Фибоначчи

program fib_07;
uses crt;
var i, ch, ch1, ch2, x, n:integer;

    i — порядковый номер цикла;
    ch — число Фибоначчи;
    ch1, ch2 — вспомогательные переменные алгоритма поиска чисел Фибоначчи>

begin clrscr;
write(‘x=’); readln(x);

    ch1:=0; ch2:=1; ch:=1;
    i:=1;
    repeat write(i:5,’. ‘) ;
      ch1:=ch2;
      ch2:=ch-1;
      ch:=ch1+ch2; write(‘ch1=’:10,ch1,’ch2=’:10,ch2,’ch=’:10,ch);
      inc(i); <порядковый номер цикла>
      inc(ch);
      writeln;

    until (x <здесь x=ch-1, т.к. последнее действие в цикле - увеличение числа на 1>
    end.

8. Найти количество чисел Фибоначчи в интервале [2, 6].
Программа с тестированием.

Решение: второй алгоритм поиска чисел Фибоначчи.

Ответ:
x=2
число Фибоначчи= 2 k=1

x=3
число Фибоначчи= 3 k=2

x=4
x — не число Фибоначчи

x=5
число Фибоначчи= 5 k=3

x=6
x — не число Фибоначчи

program fib_08;
uses crt;
var ch, ch1, ch2, x, n, k: integer;

    k — количество чисел Фибоначчи;
    ch — число Фибоначчи;
    ch1, ch2 — вспомогательные переменные алгоритма поиска чисел Фибоначчи>

9. Найти количество чисел Фибоначчи в интервале [a, b].

Решение: второй алгоритм поиска чисел Фибоначчи.

Ответ:
первое число в заданном интервале=10
последнее число в заданном интервале=1000
число Фибоначчи= 13
число Фибоначчи= 21
число Фибоначчи= 34
число Фибоначчи= 55
число Фибоначчи= 89
число Фибоначчи= 144
число Фибоначчи= 233
число Фибоначчи= 377
число Фибоначчи= 610
число Фибоначчи= 987
k=10

program fib_09;
uses crt;
var ch, ch1, ch2, a, b, x, k :integer;

Источник

Числа Фибоначчи.

Математика в программировании является основой основ, фундаментом. Без математики не было не то что, тех вещей, что нас окружают нас, но и программ которые мы с вами пишем, именно здесь и заложены задатки математики. Сегодня мы поговорим о числа Фибоначчи. Как мы знаем из истории настоящим именем Фибоначчи было Леонардо Пизано. Итальянец который жил между 1170 и 1250 годами. Им было написано несколько научных трактов, благодаря которым и посей день, пользуются люди различных профессий, банкиры, бухгалтера итд. О числах Фибоначчи множество споров, но в большей степени они относятся к философской тематике, нас же с вами интересует математика в программировании.

Числа Фибоначчи представляет собой список чисел, где каждое число является суммой двух предыдущих. Последовательность Фибоначчи начинается с 1 и растет бесконечно:

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377 …

Для вычисления чисел Фибоначчи существует формула:

Fi = Fi-1 + Fi-2

Блок схема чисел Фибоначчи.

Существует такое понятие как золотая пропорция или как вы могли слышать золотое сечение. В целом это можно представить отрезок который делится на две части, при котором меньшая часть так относиться к большей, как большая ко всей величине. Это отношение обозначают буквой φ = 0, 618 Я не просто так задел эту тему, все дело в том что числа Фибоначчи очень близко переплетаются с золотым сечением, так к примеру если из ряда чисел Фибоначчи взять к примеру отрезок ряда: 144 233 377. А в нем поделить большее на меньшее 377/233=1.6180 или 233/144= 1.6180 Результат будет один и тот же с небольшими отклонениями в числах. Одинаковым результатом так же будет если меньшее из чисел делить на большее 233/377=0.6180 144/233=0.6180 Интересно неправда ли? Золото сечение начало применяться очень давно, и повсеместно, к примеру в архитектура, в написании картин, в литературе и даже в природе оно встречается. Не так давно в компьютерной индустрии начали работать над созданием матриц с помощью чисел Фибоначчи, появилась новая теория кодирования и криптографии. Что точно известно, так это то что значение чисел в жизни человека очень изменило ее до не узнаваемости, от восприятия красоты, до окружающих нас предметов. Для упрощенного подсчета чисел Фибоначчи и Золотого сечения, набросал программку на скорую руку скачать можете ниже. Ничего сложного нет, вводите число жмете вычислить, программа вычисляет диапазон чисел по системе Фибоначчи, и вычисляет по системе золотого сечения два отрезка, которые являются золотым сечением.

Требования: OS Windows XP\Vista\7\8\; OS Mac; OS Linux;
Язык интерфейса: русский.
Фаил: FibonacciGoldenSection.jar

Скачать калькулятор расчета Золотого сечения и чисел Фибоначчи.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

5 способов вычисления чисел Фибоначчи: реализация и сравнение

Введение

Программистам числа Фибоначчи должны уже поднадоесть. Примеры их вычисления используются везде. Всё от того, что эти числа предоставляют простейший пример рекурсии. А ещё они являются хорошим примером динамического программирования. Но надо ли вычислять их так в реальном проекте? Не надо. Ни рекурсия, ни динамическое программирование не являются идеальными вариантами. И не замкнутая формула, использующая числа с плавающей запятой. Сейчас я расскажу, как правильно. Но сначала пройдёмся по всем известным вариантам решения.

Код предназначен для Python 3, хотя должен идти и на Python 2.

Для начала – напомню определение:

Замкнутая формула

Пропустим детали, но желающие могут ознакомиться с выводом формулы. Идея в том, чтобы предположить, что есть некий x, для которого Fn = x n , а затем найти x.

Решаем квадратное уравнение:

Откуда и растёт «золотое сечение» ϕ=(1+√5)/2. Подставив исходные значения и проделав ещё вычисления, мы получаем:

что и используем для вычисления Fn.

Хорошее:
Быстро и просто для малых n
Плохое:
Требуются операции с плавающей запятой. Для больших n потребуется большая точность.
Злое:
Использование комплексных чисел для вычисления Fn красиво с математической точки зрения, но уродливо — с компьютерной.

Рекурсия

Самое очевидное решение, которое вы уже много раз видели – скорее всего, в качестве примера того, что такое рекурсия. Повторю его ещё раз, для полноты. В Python её можно записать в одну строку:

Хорошее:
Очень простая реализация, повторяющая математическое определение
Плохое:
Экспоненциальное время выполнения. Для больших n очень медленно
Злое:
Переполнение стека

Запоминание

У решения с рекурсией есть большая проблема: пересекающиеся вычисления. Когда вызывается fib(n), то подсчитываются fib(n-1) и fib(n-2). Но когда считается fib(n-1), она снова независимо подсчитает fib(n-2) – то есть, fib(n-2) подсчитается дважды. Если продолжить рассуждения, будет видно, что fib(n-3) будет подсчитана трижды, и т.д. Слишком много пересечений.

Поэтому надо просто запоминать результаты, чтобы не подсчитывать их снова. Время и память у этого решения расходуются линейным образом. В решении я использую словарь, но можно было бы использовать и простой массив.

(В Python это можно также сделать при помощи декоратора, functools.lru_cache.)

Хорошее:
Просто превратить рекурсию в решение с запоминанием. Превращает экспоненциальное время выполнение в линейное, для чего тратит больше памяти.
Плохое:
Тратит много памяти
Злое:
Возможно переполнение стека, как и у рекурсии

Динамическое программирование

После решения с запоминанием становится понятно, что нам нужны не все предыдущие результаты, а только два последних. Кроме этого, вместо того, чтобы начинать с fib(n) и идти назад, можно начать с fib(0) и идти вперёд. У следующего кода линейное время выполнение, а использование памяти – фиксированное. На практике скорость решения будет ещё выше, поскольку тут отсутствуют рекурсивные вызовы функций и связанная с этим работа. И код выглядит проще.

Это решение часто приводится в качестве примера динамического программирования.

Хорошее:
Быстро работает для малых n, простой код
Плохое:
Всё ещё линейное время выполнения
Злое:
Да особо ничего.

Матричная алгебра

И, наконец, наименее освещаемое, но наиболее правильное решение, грамотно использующее как время, так и память. Его также можно расширить на любую гомогенную линейную последовательность. Идея в использовании матриц. Достаточно просто видеть, что

А обобщение этого говорит о том, что

Два значения для x, полученных нами ранее, из которых одно представляло собою золотое сечение, являются собственными значениями матрицы. Поэтому, ещё одним способом вывода замкнутой формулы является использование матричного уравнения и линейной алгебры.

Так чем же полезна такая формулировка? Тем, что возведение в степень можно произвести за логарифмическое время. Это делается через возведения в квадрат. Суть в том, что

где первое выражение используется для чётных A, второе для нечётных. Осталось только организовать перемножения матриц, и всё готово. Получается следующий код. Я организовал рекурсивную реализацию pow, поскольку её проще понять. Итеративную версию смотрите тут.

Хорошее:
Фиксированный объём памяти, логарифмическое время
Плохое:
Код посложнее
Злое:
Приходится работать с матрицами, хотя они не так уж и плохи

Сравнение быстродействия

Сравнивать стоит только вариант динамического программирования и матрицы. Если сравнивать их по количеству знаков в числе n, то получится, что матричное решение линейно, а решение с динамическим программированием – экспоненциально. Практический пример – вычисление fib(10 ** 6), числа, у которого будет больше двухсот тысяч знаков.

n = 10 ** 6
Вычисляем fib_matrix: у fib(n) всего 208988 цифр, расчёт занял 0.24993 секунд.
Вычисляем fib_dynamic: у fib(n) всего 208988 цифр, расчёт занял 11.83377 секунд.

Теоретические замечания

Не напрямую касаясь приведённого выше кода, данное замечание всё-таки имеет определённый интерес. Рассмотрим следующий граф:

Подсчитаем количество путей длины n от A до B. Например, для n = 1 у нас есть один путь, 1. Для n = 2 у нас опять есть один путь, 01. Для n = 3 у нас есть два пути, 001 и 101. Довольно просто можно показать, что количество путей длины n от А до В равно в точности Fn. Записав матрицу смежности для графа, мы получим такую же матрицу, которая была описана выше. Это известный результат из теории графов, что при заданной матрице смежности А, вхождения в А n — это количество путей длины n в графе (одна из задач, упоминавшихся в фильме «Умница Уилл Хантинг»).

Почему на рёбрах стоят такие обозначения? Оказывается, что при рассмотрении бесконечной последовательности символов на бесконечной в обе стороны последовательности путей на графе, вы получите нечто под названием «подсдвиги конечного типа», представляющее собой тип системы символической динамики. Конкретно этот подсдвиг конечного типа известен, как «сдвиг золотого сечения», и задаётся набором «запрещённых слов» <11>. Иными словами, мы получим бесконечные в обе стороны двоичные последовательности и никакие пары из них не будут смежными. Топологическая энтропия этой динамической системы равна золотому сечению ϕ. Интересно, как это число периодически появляется в разных областях математики.

Источник

Читайте также:  Как отмыть аквариумные пластиковые растения
Оцените статью