По сторонам треугольника найти его медиану
Рассмотрим задачу, в которой требуется по сторонам треугольника найти его медиану.
Даны стороны треугольника. Найти длину медианы, проведенной к наибольшей стороне.
Дано: ∆ ABC,
сторона AC — наибольшая,
1) На луче BO отложим отрезок OD, OD=BO.
2) Проведем отрезки AD и CD.
3) Рассмотрим четырехугольник ABCD.
AO=CO (так как BO — медиана треугольника ABC по условию);
BO=DO (по построению).
Так как диагонали четырехугольника ABCD в точке пересечения делятся пополам, то ABCD — параллелограмм (по признаку).
так как BO=1/2 BD (по построению),
Если ввести обозначение
формула для нахождения медианы треугольника по его сторонам примет вид:
Запоминать эту формулу не обязательно. При решении конкретной задачи следует привести все рассуждения.
Если медиана проведена не к наибольшей, а к наименьшей либо средней по величине стороне, решение задачи аналогично.
Соответственно, формулы для нахождения длины медианы в этих случаях:
Приём, который применили для решения задачи — метод удвоения медианы.
Источник
Медиана треугольника
Определение . Медианой треугольника называют отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (рис 1).
Поскольку в каждом треугольнике имеется три вершины, то в каждом треугольнике можно провести три медианы.
На рисунке 1 медианой является отрезок BD .
Утверждение 1 . Медиана треугольника делит его на два треугольника равной площади ( равновеликих треугольника).
Доказательство . Проведем из вершины B треугольника ABC медиану BD и высоту BE (рис. 2),
и заметим, что (см. раздел нашего справочника «Площадь треугольника»)
Поскольку отрезок BD является медианой, то
что и требовалось доказать.
Утверждение 2 . Точка пересечения двух любых медиан треугольника делит каждую из этих медиан в отношении 2 : 1 , считая от вершины треугольника.
Доказательство . Рассмотрим две любых медианы треугольника, например, медианы AD и CE , и обозначим точку их пересечения буквой O (рис. 3).
Обозначим середины отрезков AO и CO буквами F и G соответственно (рис. 4).
Теперь рассмотрим четырёхугольник FEDG (рис. 5).
Сторона ED этого четырёхугольника является средней линией в треугольнике ABC . Следовательно,
Сторона FG четырёхугольника FEDG является средней линией в треугольнике AOC . Следовательно,
Отсюда вытекает, что точка O делит каждую из медиан AD и CE в отношении 2 : 1 , считая от вершины треугольника.
Следствие . Все три медианы треугольника пересекаются в одной точке.
Доказательство . Рассмотрим медиану AD треугольника ABC и точку O , которая делит эту медиану в отношении 2 : 1 , считая от вершины A (рис.7).
Поскольку точка, делящая отрезок в заданном отношении, является единственной, то и другие медианы треугольника будут проходить через эту точку, что и требовалось доказать.
Определение . Точку пересечения медиан треугольника называют центроидом треугольника.
Утверждение 3 . Медианы треугольника делят треугольник на 6 равновеликих треугольников (рис. 8).
Доказательство . Докажем, что площадь каждого из шести треугольников, на которые медианы разбивают треугольник ABC , равна площади треугольника ABC. Для этого рассмотрим, например, треугольник AOF и опустим из вершины A перпендикуляр AK на прямую BF (рис. 9).
Источник
Теорема косинусов. Следствия из теоремы косинусов. 9-й класс
Класс: 9
Тип урока: Урок – семинар.
Вид урока: Урок формирования умений и навыков, применения теоремы косинусов, ее следствий при решении задач и доказательства теорем.
- Образовательные:
1. Совершенствовать навыки решения задач с использованием теоремы косинусов и ее следствий.
2. Вывести формулу о медиане треугольника и показать применение этой формулы при решении задач.
3. Ознакомить учащихся с методом дополнительных построений при выводе формул и при решении задач. - Развивающая:
1. Формирование и совершенствование умений обобщать путем сравнения, постановка и решение проблем, рассуждение по аналогии, оперирование уже знакомыми геометрическими понятиями и фактами.
2. Развивать психологические характеристики личности учащихся: выдвижению гипотез, формированию проблем.
3. Развивать психические свойства: память, воображение. - Воспитательные:
1. Отрабатывать навыки устной речи.
2. Воспитывать умение слушать друг друга и учителя.
1. Организационный момент.
- Приветствие.
- Сегодня мы с вами продолжим работу по теме : “Теорема косинусов и ее следствия”. Используя метод дополнительного построения, выведем формулы для вычисления медиан треугольника и применим ее при решении задач.
2. Проверка домашнего задания.
- Устно формулируем теорему косинусов, ее следствия.
- Анализируем ответы и этапы решения домашних задач.
Определите вид треугольника заданного своими сторонами 17, 8,15.
Наибольший угол лежит против стороны, равной 17, то по следствию из теоремы косинусов:
Ответ: треугольник прямоугольный.
Найдите сторону АВ в треугольнике АВС,
Найдите сторону АС равнобедренного треугольника АВС , если АВ=ВС=4 и медиана АД равна 3.
3. Вывод формулы для вычисления медианы треугольника, если известны все стороны треугольника.
Найдите медиану треугольника АВС с известными сторонами а,в,с.
Отложим отрезок ДК на продолжении медианы ВД, равный ВД. Соединим точки А, К и С,К. Получившийся четырехугольник параллелограмм по признаку( диагонали четырехугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам).
Применим следствие из теоремы косинусов для параллелограмма:
ВК 2 + АС 2 = 2АВ 2 + 2ВС 2
Значит, (2mв) 2 + в 2 = 2с 2 + 2а 2 или 4mв 2 = 2с 2 + 2а 2 – в 2
Запишем аналогичные формулы, для медиан проведенные к другим сторонам:
Решим домашнюю задачу с использованием этой формулы.
Делаем вывод о том, какое решение рациональней.
4. Вопрос: Можно ли найти сторону треугольника, если известны все ее медианы? Выведем формулу для вычисления стороны треугольника по ее медианам. Для этого воспользуемся опять дополнительным построением.
Учащийся у доски выводит формулу.
– Какое дополнительное построение будем проводить?
– Какую фигуру получили и почему?
– Какую теорему будем применять?
Применим следствие из теоремы косинусов для параллелограмма АОСО1:
Аналогично для других сторон :
Зная метод вывода формулы, всегда можно ее получить.
Применим эту формулу для решения задач. Учащиеся самостоятельно решают, затем проверка на доске.
№ 1 В треугольнике АВС сторона АС равна 20, а медианы , проведенные к другим сторонам равны 18 и 24 соответственно. Найдите третью медиану треугольника.
Метод дополнительного построения используется и при решении задач.
№ 2 Найдите площадь остроугольного треугольника АВС,
5. Подведение итогов урока:
- Какие новые формулы изучили на уроке?
- Какой метод применяли для доказательства теорем и решения задач?
6. Домашнее задание:
1. Найдите площадь треугольника, если две стороны его соответственно равны 27 и 29, а медиана проведенная к третьей стороне равна 26.
2. Найдите площадь остроугольного треугольника АВС,
Математика, правильно понятая, обладает не только истинной, но так же величайшей красотой.
Бертран Рёссель
Источник
Определение и свойства медианы треугольника
В данной статье мы рассмотрим определение медианы треугольника, перечислим ее свойства, а также разберем примеры решения задач для закрепления теоретического материала.
Определение медианы треугольника
Медиана – это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой стороны, расположенной напротив данной вершины.
Основание медианы – точка пересечения медианы со стороной треугольника, другими словами, середина этой стороны (точка F).
Свойства медианы
Свойство 1 (основное)
Т.к. в треугольнике три вершины и три стороны, то и медиан, соответственно, тоже три. Все они пересекаются в одной точке (O), которая называется центроидом или центром тяжести треугольника.
В точке пересечения медиан каждая из них делится в отношении 2:1, считая от вершины. Т.е.:
Свойство 2
Медиана делит треугольник на 2 равновеликих (равных по площади) треугольника.
Свойство 3
Три медианы делят треугольник на 6 равновеликих треугольников.
Свойство 4
Наименьшая медиана соответствует большей стороне треугольника, и наоборот.
- AC – самая длинная сторона, следовательно, медиана BF – самая короткая.
- AB – самая короткая сторона, следовательно, медиана CD – самая длинная.
Свойство 5
Допустим, известны все стороны треугольника (примем их за a, b и c).
Длину медианы ma, проведенную к стороне a, можно найти по формуле:
Примеры задач
Задание 1
Площадь одной из фигур, образованной в результате пересечения трех медиан в треугольнике, равняется 5 см 2 . Найдите площадь треугольника.
Решение
Согласно свойству 3, рассмотренному выше, в результате пересечения трех медиан образуются 6 треугольников, равных по площади. Следовательно:
S△ = 5 см 2 ⋅ 6 = 30 см 2 .
Задание 2
Стороны треугольника равны 6, 8 и 10 см. Найдите медиану, проведенную к стороне с длиной 6 см.
Решение
Воспользуемся формулой, приведенной в свойстве 5:
Источник