Система личных сообщений с диалогами с помощью Mysql и PHP
Большинство CMS и форумов используют довольно устаревшую систему для переписки. Уже давно время поставило свои стандарты, поэтому необходимо идти нога в ногу с прогрессом.
В этом посте объясняется, как спроектировать систему обмена личными сообщениями в виде диалогов с использованием PHP и MySQL. Мы будем использовать Класс для работы с базой данных MySQL.
Перед началом хочу объяснить, что в данной статье будет описана структура и все методы работы с базой данный, которые включают исходные коды SQL запросов. Здесь не будет рассматриваться вопрос верстки дизайна переписки, поскольку это дело вкуса. Описанные здесь основы дадут возможность реализовать на своем сайте довольно неплохую систему переписки. Достаточно добавить асинхронную загрузку с помощью jQuery и будет вам переписка в виде диалогов аналогичная VK или Facebook.
Основные возможности системы переписки:
— Вывод диалогов получателей и отправителей сообщений.
— Возможность визуально пересмотреть, прочитано сообщение или нет.
— Просмотр количества непрочитанных сообщений.
— Удаление сообщений и диалогов индивидуально для каждого пользователя.
При создании системы переписки мы подробно разберем:
— Создание структуры базы данных.
— Создание диалога и отправка сообщения.
— Вывод диалогов пользователя и личных сообщений.
Чтобы реализовать систему обмена сообщениями, необходимо создать 3 таблицы: Users, Conversation и Messages.
Наверняка, таблица с пользователями у вас уже существует. Нам достаточно иметь уникальный ID и имя:
Таблица с диалогами должна иметь следующие поля:
id — Уникальный идентификатор диалога.
first — ID первого участника переписки.
second — ID второго участника переписки.
last_message_id — ID последнего сообщения в переписке.
sender — ID отправителя (необходимо знать, чтобы устанавливать флаг непрочитанных сообщений).
first_delete — Флаг удаления диалога для первого участника переписки.
second_delete — Флаг удаления диалога для второго участника переписки.
unread — Количество непрочитанных сообщений.
Для логичной структуры и взаимосвязи таблиц, последняя таблица Messages должна содержать следующие поля:
id — Уникальный идентификатор сообщения.
conv_id — ID диалога.
sender — ID отправителя.
addressee — ID адресата.
readed — Флаг, который определяет, прочитанное сообщение (1) или нет (0).
sender_delete — Флаг удаления сообщения в отправителя.
addressee_delete — Флаг удаления сообщения в получателя.
message — Текст сообщения.
date — Дата и время отправки.
Соответственно, если один пользователь удаляет сообщение, в собеседника сообщение не удаляется.
Благодаря такой реализации мы создали вполне логическую структуру построения системы личных сообщений в виде диалогов.
Будем следовать по порядку. Пользователь хочет написать сообщение другому пользователю, соответственно, при этом должна осуществляться следующая логика:
— Проверка на существование диалога между пользователями.
— Если диалог не существует — создаем диалог и добавляем сообщение. В противном случае просто добавляем сообщение.
Перед данной логикой, на всякий случай, проверяем, не отправляет ли пользователь сообщение сам себе.
Следующим шагом мы выведем список всех диалогов пользователя. Для этого мы создадим запрос, в котором ищем все записи, в которых фигурирует данный пользователь (в данном случае с ID 1). Также сортировка будет происходить по полю непрочитанных сообщений, поэтому они всегда будут наверху и навиду:
После того, как мы отправили сообщение, просмотрели список диалогов, нам необходимо увидеть все сообщение с определенным пользователем, что полностью реализует следующий код:
Думаете это все? Ошибаетесь. Остается еще 2 важных функции, а именно удаления конкретного сообщения и диалога. Начнем с удаления сообщения:
Для удаления диалога выполняем код:
Самое важное, а это структура базы данных, было изложено. При проектировании вашей системы сообщений, а это будет имеено ваша, потому что для каждого проекта необходимый свой функционал, вам необходимо будет перерабатывать и дорабатывать код. В данной статье были упущены некоторые детали, например, обновления полей таблицы диалога при удалении сообщения, отображение аватарок при выводе сообщений, сортировка диалогов и другое, но если все описывать, так вам не будет над чем работать, поэтому усовершенствуйте свои знания в области запросов SQL и проектируйте свои, намного быстрее и качественные продукты.
Но, как бонус к статье, я опишу еще алгорит динамической работы, которая, в моем случае, реализована с помощью библиотеки jQuery.
Для реализации необходимо дополнительно иметь идентификаторы стилей start_id и last_id, которые обозначают ID первого и последнего сообщения, которые будут отображены польователю. Данные идентификаторы нужны для того, чтобы подгружать предыдущие сообщения, основываясь на start_id (10 записедо до данного ID), и новые сообщения, ID которых больше за last_id. Использование данной техники позволит безошибочно выводить порядочность сообщений.
Источник
Вывод сообщений пользователю в веб-приложениях.
Вывод сообщений пользователю — довольно распространенное действие, которое должно выполнять веб-приложение. Оно может происходить при обработке форм, это могут быть сообщения об ошибках, а также сообщения, которые говорят, что надо зарегистрироваться, когда пользователь пытается получить доступ к ограниченной части сайта, и во многих других случаях.
Очень часто создание и вывод сообщений разнесены по разным HTTP-запросам. Как правило, удобно бывает использовать редирект после обработки форм (чтобы избежать проблем с кнопками Back и Refresh), но в то же время естественный момент для создания сообщения — это именно момент обработки форм и совершения действий, ему сопутствующих. Почему? Представьте, что текст сообщения должен выглядеть примерно так: «Количество заказываемых единиц товара ‘Коврик для мыши’ успешно изменено с 7 до 12». После редиректа, возможно, на совершенно другую с точки зрения функциональности страницу, это будет лишняя головная — определить, что же было совершено до этого.
Чаще всего сообщения выводят именно в POST-запросе, который занимается обработкой формы — это нехорошо, надписи «эта страница устарела» портят жизнь (когда пользователю вздумается попробовать кнопку Back).
Кто-то использует редирект, махнув рукой на дружелюбные сообщения.
В то же время имеется простой и очевидный способ сделать жизнь лучше. Несмотря на очевидность, мне почему-то не приходилось видеть, чтобы кто-то его использовал — по крайней мере, когда я смотрел чужие исходники.
Итак, имеем проблему — сообщение должно «жить» в разных запросах. Нам нужен механизм передачи текста сообщения на страницу, которая должна его выводить. Вы уже, наверное, вспомнили про сессии.
Да, вобщем-то вы правы. Прочие способы, например через глобальную переменную, не позволяют сохранить данные в случае, когда используется редирект (замечание Максима Науменко). Плюс еще я обычно делаю так, чтобы каждый экран в приложении имел возможность, наряду с прочей информацией, выводить сообщения, которые были сформированы на предыдущих экранах. Это удобно, потому что не потребуется готовить отдельные экраны для вывода сообщений, а пользователю не придется лишний раз щелкать мышью. Но, правда, здесь надо подумать дизайнеру — выделить область, в которой бы появлялись сообщения.
Идея очень простая, и ее можно реализовать с помощью пары классов.
Первое, что приходит в голову — создать класс Message, который бы, собственно, и представлял собой сообщение на нашей нехитрой схеме классов. Сообщение должно уметь сохранять себя в сессии, а также выводить себя на экран.
Для доступа к сессии используется переменная $_SESSION.
Замечу, что $_SESSION — это массив, мы используем всего лишь один элемент этого массива с индексом ‘session_message’.
В данном случае имеем дело с «массивом массивов» — то, что мы храним в элементе ‘session_message’, представляет собой массив, это и есть список передаваемых сообщений (их, конечно, может быть несколько).
Если вы не смогли нащупать нить, самое время освежить в памяти разделы мануала, посвященные сессиям и массивам.
У вас может возникнуть вопрос. А зачем здесь нужны классы? Вполне можно было бы обойтись двумя функциями. Но давайте заглянем дальше. Нам может понадобиться создавать сообщения с различными типами (info, error, warning), определять адресатов сообщений.
Заметьте, что в данный момент в сессию кладется не сам объект, а только текст сообщения. ООП позволяет нам в дальнейшем поменять поведение метода send(), не меняя клиенский код, который обращается к этому методу (например, в будущем в сессию можно записывать полностью объект Message, если в нем будет много полей).
Представим, что мы бы это делали с помощью функций. Наверное, у нас была бы функция message_send($txt), еще была бы функция message_to_page($txt). Теперь надо добавить возможность различного поведения для различных видов сообщений. Вызовы функций меняются: message_send($txt, $kind), message_to_page($txt, $kind). Придется прочесать весь код приложения в поисках таких функций, делая исправления.
Этого можно избежать, заранее предвидя ситуацию, представив сообщение в виде ассоциативного массива: $msg[‘txt’], $msg[‘kind’], тогда в вызовах функций будет только один параметр. Чувствуете, как это стремится превратиться в класс?
Так вот, ООП дает возможность позволить себе роскошь не продумывать все заранее.
Идем дальше. На каждой странице мы должны вывести все поступившие сообщения, а также удалить их из сессии после этого. Это очень похоже на чтение писем из почтового ящика.
Следующий класс — Inbox — как раз для этого и предназначен.
Давайте испытаем нашу систему сообщений.
Создадим очень простой пример, который в ответ на отправку формы будет сообщать количество секунд в текущей минуте.
Всю работу с массивами и сессиями мы спрятали внутри классов, и конечный код выглядит просто и красиво.
Создайте каталог на веб-сервере, затем создайте в нем эти три файла и попробуйте скрипт в работе. Заметьте, проблем с кнопками Back и Refresh не возникает.
А теперь представьте, что вы создаете сложный портал, где, как правило, на страницах есть несколько блоков, и каждый может содержать внутри себя отдельное приложение.
Здесь мы встречаем два затруднения:
* Хотелось бы, чтобы список сообщений появлялся в определенной части страницы, и вы уже подобрали хорошее местечко для этого.
Проблема в том, что надо запустить команду $inbox->toPage() именно в тот момент, который бы соответствовал положению списка сообщений на странице. Если мы захотим поменять положение этого списка, придется лезть в код, но нехорошо постоянно для этого изменять каркас портала. Наилучшим решением было бы сделать вывод сообщений в виде отдельного модуля, о котором известно лишь только, что его надо подключить к каркасу.
То есть освободиться от строгой последовательности запуска модулей. Действительно, раз результат работы вывода Inbox не зависит от работы системы (на данном шаге — все данные у нас уже есть в сессии), то зачем лишние сложности ?
* Чтобы поддерживать внешний вид (дизайн) списка сообщений надо заботиться об HTML-коде, который у нас зашит в методах toPage() классов Message и Inbox. Как правило, придется изменять PHP-код для того, чтобы изменить дизайн.
Чтобы попытаться решить первую проблему, можно создать буфер, в котором бы хранился результат работы вывода Inbox.
Возможно, у нас еще будет несколько похожих (на Inbox) вещей, и надо создать систему буферов. Для того, чтобы не перепутать где чей вывод, мы, наверное придем к именованию буферов. У нас будет где-то храниться последовательность, в соответствии с которой должен происходить вывод буферов — желательно во внешнем файле, чтобы легче было вносить изменения.
Уже эта попытка решения дает нам идею использовать XML как средство хранения промежуточных данных. А использование стилей XSLT поможет справиться и со втором проблемой.
Я не буду останавливаться на том, что такое XML, и что такое XSLT. Если вы не знакомы с этими вещами, zvon.org станет хорошей отправной точкой для изучения.
Идея в том, чтобы в методах toPage() формировать не HTML-код, а XML структуру. Документ страницы будет создаваться в виде стринга с XML-кодом (он будет служить в качестве «буфера»), а на последней стадии работы скрипта мы будем использовать XSL-трансформацию.
Для начала представим себе, что должно являться результатом работы основной части кода.
Что это такое — догадаться довольно просто — два сообщения и форма. Заметьте, PHP-скрипт должен подготовить только такой стринг — он очень простой. Причем порядок следования основных тегов неважен — можно поставить вначале, например, как будет удобно программисту. Как это реализовать. Можно, почти ничего не меняя, использовать output buffering, вместо HTML-кода выводить XML, а в конце просто захватить вывод в стринг. Но тогда мы потеряем в гибкости — например, хочется иногда выводить отладочную информацию прямо на страницу (с помощью echo). В то же время, разработчики PHP работают над DOM-модулем, который предлагает более продвинутый способ создания и передачи древовидных документов. Если мы захотим внедрить DOM, то придется перекраивать все приложение, изменяя вывод стрингов на создание DOM-элементов. Поэтому я предпочитаю хранить XML-представление объектов внутри самих объектов, последовательно собирая общий XML-документ. Это не так сложно, нужна всего лишь небольшая модификация. Вы увидите, что такой прием не привязан жестко к конкретному способу хранения XML-данных, и это позволит совершить переход к использованию DOM «малой кровью». Прежде всего заметим, что у каждого нашего объекта есть метод toPage(). Эта похожесть должна нас заставить задуматься о том, чтобы ввести новый общий родительский класс. Пусть каждый класс, который способен создавать кусочки XML-документа для страницы, будет наследоваться от класса, который будет заботиться об XML-представлении объекта. Назовем его Outputable.
Метод toPage() сделан пустым — в данном случае он нужен как индикатор того, как должны внешние «матрешки»-классы общаться с внутренним классом. Впрочем, здесь можно было бы предложить реализацию по умолчанию, если бы мы заметили, что есть много объектов, которые одинаково выводят себя на страницу.
Классы Message и Inbox несколько изменятся — теперь оба они должны наследоваться от Outputable, а также изменятся и методы toPage()
Message.php
Изменился способ вывода — теперь вместо непосредственного вывода на страницу внешнее представление до поры до времени хранится в Outputable, который «сидит» в каждом из объектов. Метод appendOutput() служит некоторой заменой конструкции echo(). Чтобы забрать вывод объекта, используется метод getOutput().
Теперь посмотрим, что собой представляет клиентская часть кода, которая будет решать ту же задачу, что и раньше.
index.php
Главное новшество — в объекте $global_content, название которого говорит само за себя. В данном случае он принадлежит классу Outputable, в реальных задачах вы, наверное, создадите отдельный класс для контента страницы.
Если внимательно присмотреться, то содержательная часть скрипта практически не изменилась — тот же inbox, тот же toPage(). Добавлена инструкция, которая содержимое списка сообщений выводит в контент страницы. Для разнообразия теперь генерируется два сообщения.
Для того, чтобы посмотреть на результат, осталось только подготовить XSL-шаблон.
style.xsl
Чего же мы добились?
Прежде всего, можно смелее браться за сложные проекты — обеспечена реальная независимость модулей. Порядок укладки результатов на страницу теперь контролируется с помощью внешнего XSL-шаблона и не зависит от порядка запуска модулей.
Любой модуль, который генерирует XML-данные в качестве результата своей работы, может быть использован в проекте. Кстати, это одно из преимуществ перед template-движками, в которых создание данных заключается в последовательности вызова методов (assign и т.п.) конкретного движка, на которых нет общего стандарта.
Еще одно преимущество — легкость отладки. Если вы запустите скрипт, то заметите, что на каждой странице присутствует debug-вывод — XML-прообраз, который здорово упрощает отладку приложений.
Над чем надо еще подумать — как создавать объекты-сообщения. Не всегда удобно использовать new непосредственно в клиентском коде. Но, пожалуй, это тема для отдельной статьи.
Напоследок, галопом о перспективах:
* всплывающие окна для списка важных сообщений
* «страницы-отправители» и «страницы-адресаты» в сообщениях
* ведение лога сообщений в базе данных
* кнопка «показать историю моих действий»
* статистический анализ действий пользователей в пределах сессий
* «интеллектуальные помощники» в веб-приложениях
Источник