- Изучаем округление в Java: как в Java округлить число до n знаков после запятой
- Округление в Java: обзор
- Десятичные числа в Java
- Форматирование десятичного числа
- Java: округление Double с помощью BigDecimal
- Округление чисел с плавающей запятой с помощью DoubleRounder
- Метод Math.round() java
- Заключение
- ez code
- Форматируем вывод чисел в Java
- Методы printf и format
- Пример
- Класс DecimalFormat
- Пара слов о числах с плавающей точкой в Java
Изучаем округление в Java: как в Java округлить число до n знаков после запятой
Округление в Java: обзор
В этой статье мы рассмотрим, как в Java округлить число до n десятичного знаков.
Десятичные числа в Java
Java предоставляет два примитивных типа, которые могут использоваться для хранения десятичных чисел: float и double . Double — это тип данных, используемый по умолчанию:
Но оба типа данных не должны использоваться для вычисления точных значений . Например, валютных котировок и округления чисел. Для этого лучше применять класс BigDecimal .
Форматирование десятичного числа
Если нужно вывести десятичное число с n знаками после запятой, можно отформатировать выходную строку:
Также можно округлить значение с помощью класса DecimalFormat :
Этот класс позволяет настроить процесс округления числа.
Java: округление Double с помощью BigDecimal
Чтобы округлить тип double до n знаков после запятой, можно написать helper-метод :
Обратите внимание, что при создании экземпляра класса BigDecimal мы должны всегда использовать конструктор BigDecimal(String) . Это позволяет избежать проблем с представлением неточных значений.
Можно сделать то же самое, используя библиотеку Apache Commons Math :
Актуальную версию этой библиотеки можно найти здесь . Для округления чисел применяется метод Precision.round() , который принимает два аргумента — значение и масштаб:
По умолчанию он использует тот же метод округления HALF_UP, что хэлпер. Поэтому результаты должны быть одинаковыми.
Кроме этого можно изменить процесс приведения чисел, передав в качестве третьего параметра необходимый метод округления.
Округление чисел с плавающей запятой с помощью DoubleRounder
DoubleRounder — это утилита из библиотеки decimal4j . Она предоставляет быстрый метод округления double чисел до 18 знаков после запятой.
Последнюю версию библиотеки можно найти здесь . Чтобы подключить ее, добавьте зависимость в файл pom.xml :
Пример использования утилиты:
Но DoubleRounder дает сбой в нескольких сценариях. Например:
Метод Math.round() java
При использовании метода Math.round() можно контролировать п -количество десятичных разрядов путем умножения и деления на 10^п :
Этот метод не рекомендуется использовать для округления чисел, поскольку он усекает значение . Во многих случаях значения округляются неправильно:
Заключение
В этой статье мы рассмотрели различные методы округления чисел до n знаков после запятой, доступные в Java.
Можно просто отформатировать вывод без изменения значения или округлить переменную с помощью вспомогательного метода или подключаемых библиотек.
Код, использованный в этой статье, доступен на GitHub .
Пожалуйста, опубликуйте ваши мнения по текущей теме материала. Мы крайне благодарны вам за ваши комментарии, дизлайки, отклики, лайки, подписки!
Источник
ez code
Просто о сложном.
Форматируем вывод чисел в Java
В этом уроке мы поговорим о формате вывода чисел в Java. Научимся выводить числа с заданной точностью.
Методы printf и format
Пакет java.io содержит класс PrintStream, который содержит эти два метода, эти методы можно использовать вместо print и println. Объект System.out, который вы уже использовали — это объект PrintStream, поэтому вы можете вызывать методы PrintStream используя System.out. Например:
Синтаксис методов одинаков:
где format — это строка которая определяет шаблон, согласно которому будет происходить форматирование, args — это список переменных, для печати по заданному шаблону. Простой пример:
Строка format содержит обычный текст и специальные форматирующие символы. Эти символы начинаются со знака процента (%) и заканчиваются конвертером — символом, который определяет тип переменной для форматирования. Пример:
Спецификатор %d определяет одну десятичную целую переменную. %n — переход на новую линию. Данный пример выведет:
Пример
Следующая таблица содержит некоторые флаги, которые используются в программе ниже.
Конвертер | Флаг | Описание |
---|---|---|
d | Десятичное целое. | |
f | Float. | |
n | Символ новой строки в зависимости от платформы, на которой запущена программа. Вместо \n лучше использовать %n. | |
tB | Дата и время — полное название месяца в зависимости от языка. | |
td, te | Дата и время — 2 цифры дня месяца. td — с ведущими нулями, te — без. | |
ty, tY | Дата и время — ty = год из 2х цифр, tY = год из 4х цифр. | |
tl | Дата и время — часы в 12 часовом формате. | |
tM | Дата и время — минуты из 2х цифр с ведущими нулями. | |
tp | Дата и время — am/pm в зависимости от языка(в нижнем регистре). | |
tm | Дата и время — месяц — 2 цифры с ведущими нулями. | |
tD | Дата и время — дата в формате %tm%td%ty | |
08 | Восемь символов с ведущими нулями при необходимости. | |
+ | Включить знак (положительный или отрицательный). | |
— | По левому краю | |
.3 | Три символа после запятой | |
10.3 | Десять символов до запятой и три — после. |
Примеры использования этих конвертеров вы можете увидеть далее. Эта программа показывает различные варианты использования метода format. Вывод показан в комментариях.
Класс DecimalFormat
Вы можете использовать класс DecimalFormat для контроля вывода нулей в десятичных числах. Пример:
Источник
Пара слов о числах с плавающей точкой в Java
Несколько дней назад мне на глаза попался занимательный такой вопрос, касающийся того, каков будет результат выполнения данного кода:
Вопреки всем моим ожиданиям, ответ: 0.89999999999999991 в первом случае и 0.99999999999999989 во втором.
Для тех, кто хочет узнать почему, а так же еще несколько занимательных фактов про этот тип данных, милости просим.
В общем виде ответ на поставленный выше вопрос будет звучать примерно так: «Подобные ошибки связанны с внутренним двоичным (binary) представлением чисел. Подобно тому, как в десятичной системе нельзя точно представить результат деления 1/3, так и в двоичной системе невозможно точно представить 1/10. Если вам нужно исключить ошибки округления, следует использовать класс BigDecimal».
Существует важное различие между абстрактными вещественными числами, такими как π или 0.2, и типом данных double в Java. Во-первых, платонически-идеальное представление вещественных чисел является бесконечным, в то время как представление в Java ограничено числом бит. Однако точность вычислений является еще более насущной проблемой, чем ограничение на размер чисел. Еще больше «интригует» совершенно оригинальный способ округления чисел, но обо всем по порядку.
Начать, пожалуй, стоит с двоичного представления целых чисел. Этот абзац нам пригодится чуть позже. Итак. Самым простым вариантом представления целых чисел считается так называемый «Прямой код», в котором старший бит используется для записи знака числа (0 — положительное, 1 — отрицательное), а оставшиеся биты используются непосредственно для записи самого значения. Таким образом, число «-9» в восьмиразрядном представлении будет выглядеть как 10001001. Недостатком такого подхода считается наличие двух нулей («+0» и «-0») и усложнение арифметических операций с отрицательными числами. Другим вариантом, интересующим нас, является «Код со сдвигом», в котором, говоря простым языком, мы прибавляем к нашему числу некое константное для данного типа представления число, равное 2^(n-1), где n — число разрядов (бит). В нашем случае, пример с числом «-9» в восьмиразрядном представлении будет выглядеть так:
-9 + 2^(8-1) = -9 + 128 = 119. В двоичном виде получим 01110111. Этот вариант удобен тем, что ноль у нас всего один, однако при арифметических операциях необходимо будет учитывать смещение.
Здесь стоит упомянуть вот о чем. Одной из заявленных целей языка Java является машинная независимость. Вычисления должны приводить к одинаковому результату, независимо от того, какая виртуальная машина их выполняет. Для арифметических вычислений над числами с плавающей точкой это неожиданно оказалось трудной задачей. Тип double использует для хранения числовых значений 64 бита, однако некоторые процессоры применяют 80-разрядные регистры с плавающей точкой. Эти регистры обеспечивают дополнительную точность на промежуточных этапах вычисления, т.е. промежуточный результат вычислений храниться в 80-разрядном регистре, после чего ответ округляется до 64 бит. Однако этот результат может оказаться иным, если в процессе всех вычислений используется 64-разрядный процессор. По этой причине в первоначальном описании JVM указывалось, что все промежуточные вычисления должны округляться. Это вызвало протест многих специалистов, поскольку подобное округление не только может привести к переполнению, но и сами вычисления происходят медленнее. Это привело к тому, что в JDK 1.2 появилась поддержка ключевого слова strictfp, гарантирующая воспроизводимость результатов всех вычислений, производимых внутри этого метода, класса или интерфейса (вернее его реализации). Иными словами, ключевое слово strictfp гарантирует, что на каждой платформе вычисления с плавающей точкой будут вести себя одинаково и с определенной точностью, даже если некоторые платформы могут производить вычисления с большей точностью. Интересно, что для процессоров семейства x86 модуль операций с плавающей точкой был выделен в отдельную микросхему, называемую математическим сопроцессором (floating point unit (FPU)). Начиная с процессоров Pentium модели MMX модуль операций с плавающей точкой интегрирован в центральный процессор. Подробнее.
Далее. Стандарт IEEE 754 говорит нам, что представление действительных чисел должно записываться в экспоненциальном виде. Это значит, что часть битов кодирует собой так называемую мантиссу числа, другая часть — показатель порядка (степени), и ещё один бит используется для указания знака числа (0 — если число положительное, 1 — если число отрицательное). Математически это записывается так:
(-1)^s × M × 2^E, где s — знак, M — мантисса, а E — экспонента. Экспонента записывается со сдвигом, который можно получить по формуле, приведенной выше.
Что такое мантисса и экспонента? Мантисса – это целое число фиксированной длины, которое представляет старшие разряды действительного числа. Допустим наша мантисса состоит из четырех бит (|M|=4). Возьмем, например, число «9», которое в двоичной системе будет равно 1001.
Экспонента (ее еще называют «порядком» или «показателем степени») – это степень базы (двойки) старшего разряда. Можно рассматривать ее как количество цифр перед точкой, отделяющей дробную часть числа. Если экспонента переменная, записываемая в регистр и неизвестная при компиляции, то число называют «числом с плавающей точкой». Если экспонента известна заранее, то число называют «числом с фиксированной точкой». Числа с фиксированной точкой могут записываться в обыкновенные целочисленные переменные (регистры) путем сохранения только мантиссы. В случае же записи чисел с плавающей точкой, записываются и мантиса и экспонента в так называемом стандартном виде, например «1.001e+3». Сразу видно, что мантисса состоит из четырех знаков, а экспонента равна трем.
Допустим мы хотим получить дробное число, используя те же 3 бита мантиссы. Мы можем это сделать, если возьмем, скажем, E=1. Тогда наше число будет равно
1.001e+1 = 1×2^2 + 0×2^1 + 0×2^0 + 1×2^(-1) = 4 + 0,5 = 4,5
Одной из проблем такого подхода может стать различное представление одного и того же числа в рамках одной длины мантиссы. Нашу «9-ку», при длине мантиссы равной 5, можно представить и как 1.00100e+3 и как 0.10010e+4 и как 0.01001e+5. Это не удобно для оборудования, т.к. нужно учитывать множественность представления при сравнении чисел и при выполнении над ними арифметических операций. Кроме того, это не экономично, поскольку число представлений — конечное, а повторения уменьшают множество чисел, которые вообще могут быть представлены. Однако тут есть маленькая хитрость. Оказывается, что для вычисления значения первого бита можно использовать экспоненту. Если все биты экспоненты равны 0, то первый бит мантиссы также считается равным нулю, в противном случае он равен единице. Числа с плавающей точкой, в которых первый бит мантиссы равен единице, являются нормализованными. Числа с плавающей точкой, первый бит мантиссы в которых равен нулю, называются денормализованными. С их помощью можно представлять значительно меньшие величины. Поскольку первый бит всегда может быть вычислен, нет необходимости хранить его явным образом. Это экономит один бит, так как неявную единицу не нужно хранить в памяти, и обеспечивает уникальность представления числа. В нашем примере с «9» нормализованным представлением будет 1.00100e+3, а мантисса будет храниться в памяти как «00100», т.к. старшая единица подразумевается неявно. Проблемой такого подхода является невозможность представления нуля, о которой я скажу чуть позже. Подробнее об этом и многом другом можно почитать тут и тут.
К слову, в JDK 1.5 допустимо задавать числа с плавающей точкой в шестнадцатеричном формате. Например, 0.125 можно представить как 0x1.0p-3. В шестнадцатеричной записи для указания экспоненты используется знак «p» вместо «е».
Вещи, о которых стоит помнить, работая с Double:
- Целочисленное деление на 0 генерирует исключение, в то время как результатом деления на 0 чисел с плавающей точкой является бесконечность (или NaN в случае деления 0.0/0). Кстати мне было интересно узнать, что разработчики JVM, согласно все тому же стандарту IEEE 754 ввели также и значения Double.NEGATIVE_INFINITY и Double.POSITIVE_INFINITY, равные -1.0 / 0.0 и 1.0 / 0.0 соответственно.
- Double.MIN_VALUE на самом деле не самое маленькое число, которое можно записать в double. Помните, мы говорили о том, что согласно стандарту IEEE 754, старшая единица мантиссы указывается неявно? Так вот. Как уже было оговорено выше, в нормализованной форме числа с плавающей точкой невозможно представить ноль, поскольку нет такой степени двойки, которая равнялась бы нулю. И разработчики JVM специально для решения этой проблемы ввели переменную Double.MIN_VALUE, которая, по сути, является максимально близким значением к нулю. Самым маленьким значением, которое вы можете сохранить в double является «-Double.MAX_VALUE».
- Развивая предыдущую тему, можно привести еще один интересный пример, показывающий нам, что не все так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Double.MAX_VALUE возвращает нам 1.7976931348623157E308, но что будет если мы преобразуем строку, содержащую число с плавающей запятой в double?
Оказывается, между Double.MAX_VALUE и Double.POSITIVE_INFINITY есть еще некоторые значения, которые при вычислении округляются в одну или другую сторону. Тут стоит остановиться подробнее.
Множество вещественных чисел является бесконечно плотным (dense). Не существует такого понятия, как следующее вещественное число. Для любых двух вещественных чисел существует вещественное число в промежутке между ними. Это свойство не выполняется для чисел с плавающей точкой. Для каждого числа типа float или double существует следующее число. Кроме того, существует минимальное конечное расстояние между двумя последовательными числами типа float или double. Метод Math.nextUp() возвращает следующее число с плавающей точкой, превышающее заданный параметр. Например, данный код печатает все числа типа float между 1.0 и 2.0 включительно.
Оказывается, что в промежутке от 1.0 до 2.0 включительно лежит ровно 8,388,609 чисел типа float. Это немало, но намного меньше, чем бесконечное множество вещественных чисел, которые находятся в том же диапазоне. Каждая пара последовательных чисел типа float находится на расстоянии примерно 0.0000001 друг от друга. Это расстояние называется единицей наименьшей точности (unit of least precision – ULP). Для типа double ситуация совершенно идентичная, за исключением того факта, что кол-во чисел после запятой значительно выше.
Пожалуй, на этом все. Желающим «копнуть поглубже» может пригодится следующий код:
Спасибо всем осилившим. Буду рад конструктивной критике и дополнениям.
Источник