Как привить привычку ухаживать за собой мсльчиуу 2 8 года чистить зубы умываться регуоярно

Консультация для родителей: «Как приучить ребенка чистить зубы»
консультация (старшая группа) на тему

Консультация о том, какие методы и приемы могут использовать родители для того, чтобы приучить ребенка чистить зубы.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya.docx 215.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как приучить ребенка чистить зубы»

Уход за молочными зубами — это очень важное мероприятие, ведь от их состояния зависит не только будущее здоровье постоянных зубов, их форма, красота, прикус, но и речь малыша. Чтобы избежать проблем в будущем, вы должны внимательно отнестись к гигиене полости рта и формированию соответствующих привычек у малышей.

Обучая кроху чистить зубы, надо ориентироваться на возраст малыша: в 2 года ребенок самостоятельно очищает передние поверхности зубов, с 4 лет — боковые, а с 6 — уже и внутренние поверхности. Такое ступенчатое обучение связано с развитием детской моторики.

Почему так важен уход за молочными зубами?

На первый взгляд кажется, что уход за молочными зубами – это совсем не обязательно, ведь они все равно выпадут. Конечно, они выпадут, но в течение какого-то времени они должны будут служить вашему ребенку.

Проблема молочных зубов в том, что они сильно подвержены кариесу, а сохранить их до выпадения обязательно нужно. Удалять молочные зубы никак нельзя, ведь из-за этого постоянные зубки могут вырасти неровными.

Именно поэтому проводить гигиену молочных зубов нужно обязательно. Это поможет предотвратить кариес и другие заболевания полости рта, а также предварительную потерю зубов.

О важности ухода за молочными зубами:

1. Молочные зубы держат место для постоянных зубов. Здоровые временные зубы прямо обеспечивают здоровье для постоянных зубов. Болезни и несвоевременное лечение молочных зубов может привести к повреждению постоянных зубов, которые зарождаются у корней временных зубов.

2. Здоровые молочные зубы, отсутствие кариеса и незапломбированных дыр — очагов инфекции — обеспечивает также и здоровье желудочно-кишечного тракта вашего ребенка.

3. Здоровые временные зубы имеют огромное влияние на формирование правильного прикуса у детей, а также правильных форм и пропорций челюсти.

4. А как вам нравятся дети с черными, страшными молочными зубами? Позаботьтесь о внешнем виде вашего малыша — это ведь имеет прямое влияние на самооценку ребенка и развитие различных ненужных комплексов у детей.

Умеют ли ваши дети чистить зубы? Полагаю, что большинство родителей, чьим детишкам больше 2 -3 лет ответят на это вопрос утвердительно.

Однако, к сожалению, статистические данные утверждают, что большая часть российских детей имеют те, или иные проблемы с зубами. Все дело в том, что ребята просто не умеют чистить зубы. Несколько движений зубной щеткой, которые они делают утром, и вечером очень трудно назвать «чисткой».

Существует несколько важных правил , без соблюдения которых невозможно добиться положительных результатов в таком важном деле, как чистка зубов.

  • Чистить зубы необходимо после каждого приема пищи. Если это невозможно, то минимум, к которому нужно приучать ребёнка – это утренняя и вечерняя процедуры.
  • Чистить зубы ребенку, необходимо очень осторожно. Нельзя сильно надавливать на зубную щетку, так как можно повредить десна.
  • Зубы необходимо чистить круговыми движениями, нельзя водить зубной щеткой только по горизонтали из стороны в сторону, это так же может повредить десна.
  • Весь процесс чистки зубов должен занимать не менее трех минут. Чтобы ориентироваться во времени, купите малышу в ванную песочные часы.
  • Чистку зубов нужно проводить в одном темпе и всегда начинать с одного и того же зубного ряда
  • Необходимо следить за языком ребенка. Если на языке появился белый налет, его необходимо отчистить.
  • Использовать электрическую зубную щетку, специалисты рекомендуют не ранее того момента, когда у ребёнка все молочные зубы сменятся постоянными, с более прочной эмалью.
  • После чистки зубов, ребёнок должен обязательно вымыть щетку и поставить ее в стакан щетиной вверх. Нельзя хранить щетку в футляре, так как она обязательно должна высыхать.

Итак, от теории к практике. Как объяснить ребенку, что нужно чистить зубы?

Ищите всевозможные способы превратить чистку зубов в игру. Дайте ребенку понять, что это может быть развлечением, а не нудной обязанностью. Вот несколько способов, которые помогут вам сделать процедуру чистки зубов веселым и приятным занятием, а заодно привить полезную привычку:

  1. Дайте ребенку самому выбрать его личную щетку, пасту и даже стаканчик для полоскания. Сейчас в аптеках и магазинах предлагается большой выбор детских щеток разных форм и расцветок, например, с персонажами любимых мультфильмов. Для многих детей интерес к процедуре чистки зубов определяется внешним видом зубной щетки. Конечно, мама должна позаботиться о том, чтобы щетка подходила ребенку с точки зрения безопасности (размер, форма, материал), но не менее важно, чтобы ребенок сам выбрал себе ту щетку, которая ему нравится. Стоматологи советуют иметь не одну, а 2- 3 зубных щетки и пасты. И каждый раз ребенок, по своему усмотрению выбирает себе ту, какую захочет — это для него игра, в которой он может делать выбор сам.
  2. Если ваш ребенок любит, чтобы ему почитали сказку, рассказали историю или спели перед сном, делайте это только после того, как он умылся и почистил зубы.
  3. Вам надоело постоянно напоминать «убери игрушки», «заправь кровать», «почисти зубы»? Дети в возрасте до 8 лет уже могут многое запомнить и сделать, но не всегда. Нарисуйте специальную веселую табличку, где будут указано все, что нужно делать каждый день, включая чистку зубов утром и вечером. Пусть ребенок помечает, например, разноцветными звездочками то, что уже сделано. А иногда повышенная «забывчивость» — это всего лишь способ привлечь внимание родителей.
  4. Чистите свои зубы одновременно с ребенком. Это поможет ему увидеть, насколько это важно для вас и как это правильно делать. Наши маленькие дети всегда стремятся подражать своим взрослым родителям. Если ваш малыш каждый день видит, как его мама и папа два раза в день чистят зубы, он обязательно захочет делать тоже, самое вместе с вами.
  5. Вместе почистите зубы любимой кукле или мишке. Можно даже использовать искусственные или игрушечные зубы, на которых вы сможете наглядно показать, как правильно надо чистить зубы.
  6. Маленькому ребенку трудно объяснить то, что чистить зубы очень важно, нужно и необходимо. Доходчивой и доступной для восприятия формой объяснения данной проблемы карапузами — будет сказка. Почитайте детям сказки В. Коростылева «Королева Зубная щетка», Б. Заходер «Ма-Тари-Кари», посмотрите с ними развивающие мультфильмы: «Кругосветное путешествие за ослепительными улыбками», «Легенда о зубном королевстве», «Путешествие в страну здоровых зубов» и др.
  7. Дети дошкольного возраста очень любят рисовать вместе со взрослым. Если Вы заметили, что малыш по тем или иным причинам отлынивает от чистки зубов, попробуйте убедить его в необходимости данной процедуры с помощью рисования. Во время совместного создания рисунков, ведите с малышом диалог.

Для проведения беседы Вам понадобятся: листы бумаги, фломастер черного цвета, простой карандаш, ластик.

  • Посадите ребенка за стол, скажите, что сейчас Вы ему расскажете и нарисуете сказку. Нарисуйте на отдельном листочке фломастером зуб (можно также изобразить его друзей-товарищей – это соседние зубы). Изображение зуба может быть стандартным (таким, как его рисуют в рекламах зубных паст и клиник – с ножками-корнями и глазами). Спросите у малыша, что он видит на рисунке, похвалите за догадливость.
  • Расскажите ребенку, что этот зубик жил во рту у мальчика, который не любил чистить зубы. Ему было лень! У него было много других интересных занятий: он любил играть, смотреть мультики и также он любил есть! Когда он ел, во рту у него оставались кусочки пищи (нарисуйте между зубами простым карандашом остатки еды), зубки становились грязными (нанесите несколько карандашных штрихов на сам зуб).
  • Объясните ребенку, что, когда болит зуб, необходимо сразу обратиться к врачу. Расскажите, что и мальчик так поступил. Он пришел к доктору, а тот ему сказал, что зуб у него очень запачкался, и его нужно почистить. Дайте ребенку ластик, пусть он представит, что это зубная щетка и удалит (под ваши комментарии) загрязнения из промежутков между зубами, а также «налет» с самого зуба. Пусть ребенок также сотрет грустные уголки рта зубика и слезу.
  • Расскажите о том, что врач еще дал много полезных советов мальчику: поласкать рот после еды, пить витамины (чтобы зубки были крепкими), пить молоко, есть много фруктов и овощей. Расскажите о том, что мальчик начал заботься о своих зубах, и они стали крепкими, здоровыми и очень довольными своей жизнью! Нарисуйте зубику улыбку.

Чем раньше вы начнете внедрять в жизнь малыша эту процедуру, тем более простой и естественной она ему будет казаться. Профилактика — лучший способ предупредить неприятные болезни. Зубная боль — это не то, что мы хотели бы пожелать нашим детям (особенно маленьким). Помните, намного проще предупредить болезнь, чем лечить ее.

Не пренебрегайте этой простой гигиенической процедурой — ведь она поможет сохранить вашему ребенку красивую и счастливую улыбку.

В заключении раздаю родителям памятку «Чистим зубы правильно» и провожу игру «Узнай своего ребенка по улыбке»: На стол выкладываются фотографии детей. К каждой фотографии скотчем приклеен белый лист бумаги, в котором прорезано отверстие в области рта. Родители разглядывают и выбирают то фото, на котором, как они считают, изображен их ребенок. После того, как все родители сделали свой выбор, поднимают лист бумаги и проверяют, правильно ли они выбрали.

Источник

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников по возрастам

Андреева Юлия
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников по возрастам

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников (по возрастам).

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Формирование культурно-гигиенических навыков

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкамначинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

• мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

• умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

• принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;

• мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

• подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

• полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

• пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

• пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

• пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

• ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

• не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

• мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

• разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка;

• подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

• прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;

• положите в ванной коврик (решетку, чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

• Завернуть рукава одежды ребенка.

• Проверить температуру воды.

• Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга.Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки!» и т. п.

• Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.

• Вымыть лицо, называя каждую его часть.Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.

• Еще раз обмыть водой руки ребенка.

• Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.

• Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»)

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки, трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем

• Снять полотенце с крючка.

• Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.

• Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.

• Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.

• Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке,спросить: «Какие теперь ручки?»Ответить: «Сухие, чистые!» Затем прочитать потешку «Мальчик-пальчик»:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учим пользоваться носовым платком

• Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

• Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

• Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.

• Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).

• Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.

• Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

• Знать свою расческу и место, где она лежит.

• Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

• Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).

• Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания («Я сам!»).

• Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

• Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

• Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).

• Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

• Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Объём и содержание культурно-гигиенических навыков

по возрастным группам.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке.

В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Формировать элементарные навыкиповедения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож, салфеткой, полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места, опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

«Маленький Мойдодыр» как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» — в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему «Где прячется здоровье» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании.

Перспективное планирование «Формирование культурно-гигиенических навыков» в старшей группе (февраль — май) ФЕВРАЛЬI неделя Тема: «Как умываются животные» Цель: Продолжать учить детей правильно мыть руки и умывать лицо. Воспитывать наблюдательность.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Источник

Читайте также:  При каком режиме стирать рюкзак
Оцените статью