«Как отмыть миллион» — трагикомедия об уходе от налогов по схеме Аристотеля
Продолжается в российском прокате под названием «Как отмыть миллион» новый фильм канадского классика Дени Аркана. Редактор сайта «Искусство кино» разбирается, чем примечательно это разговорное кино о быстро меняющейся общественной морали.
Канадский режиссер, представитель квебекской школы Дени Аркан — многократный лауреат Каннского фестиваля (правда, без «Золотой пальмовой ветви»), неудержимый исследователь поколенческих сломов. Его картины на эту тему можно объединить в квадрологию: «Закат американской империи» — «Нашествие варваров» (за него у Аркана есть «Оскар») — «Век помрачения» — «Падение американской империи» (то есть варвары и помрачение американскую империю таки добили). Стиль Аркана — в сочетании вудиалленовского остроумия и предельной концентрации актуальностей при кажущейся легкости, разогнанности полнословного действия. Его герои походя цепляют десятки злободневных тем, обшучивают их и оставляют на том же месте, где взяли: Аркан не претендует на статус пророка в любом отечестве, нарочно оперирует персонажами, оторванными от реальности. В, видимо, лучшем фильме Аркана «Закат американской империи» это была академическая элита, которая, выйдя из-за кафедры, где сурово рассказывала о смерти капитализма (или социализма, или коммунизма, неважно), радостно предавалась самому свободному сексу. Спустя больше чем 30 лет Аркан в картине «Падение американской империи» (российские прокатчики прозорливо переименовали ее в «Как отмыть миллион», обоснованно подозревая, что фильм с похожим названием 1986 года никто не помнит) фиксирует изменение отношения к плотским удовольствиям: они стоят денег, и в этом нет ничего страшного, так только честнее.
Новый аркановский протагонист — не героического толка, а рефлексивного: он классический невротик, вот-вот, кажется, заплачет ни с чего. Защитивший PhD по философии Пьер-Поль (Александр Ландри), работающий на момент начала сюжета курьером, руководствуется по большей части «Никомаховой этикой» Аристотеля, ее положениями о добродетелях, в том числе о добродетели щедрости, которая становится доступна только богатым, а также о так называемом «великолепии», то есть о красивых жестах, что могут позволить себе богачи, в данном случае внезапно разбогатевший к финалу герой обеспечивает бездомного праведника жильем на всю жизнь. В этическую систему Пьер-Поля, адаптированную из античности, также входит сущность фронезиса (способность принимать дианоэтические решения, следуя из соображений конкретных и практических, приложимых к реальности). И действительно, весь фильм Пьер-Поль, неудачник, случайно нашедший на улице две бандитские сумки с деньгами, претворяет в жизнь благодаря своим подельникам сугубо прагматичную схему исхода в налоговый рай. Впрочем, помогающий ему финансовый махинатор Ташеро (забавная пародия на Доминика Стросс-Кана местного разлива), грустно усмехнувшись, заявит, что на Земле рая все же нет.
Относительность устаревших уже представлений Пьер-Поля о справедливости подчеркивается тем, как внезапно он находит любовь всей жизни. Решившись потратить украденные деньги на себя, он ищет проститутку в интернете и выбирает одну из них по ее псевдониму. Зовут ее Аспасия (Мари Пьер-Морен), как возлюбленную древнегреческого Перикла, и она вдруг увидит в задохлике-моралисте человека другой формации, куда более честного и справедливого, чем все клиенты, что ей встречались.
Забавно, как Аркан играет с жанровым каноном фильма-ограбления: собственно, само ограбление занимает пару минут, в то же время настоящая кража длится весь оставшийся фильм. Пьер-Поль — анархо-капиталист, убежденный, что государство суть оседлый бандит, который кормится с отвоеванной территории, прикрываясь конституционной налоговой повинностью населения. Соответственно, нужно спасти случайно нажитый капитал прежде всего от налогового бремени, с которого собираются покормиться нечестные полицейские, которые ходят за ним по пятам. Этим герои и заняты: Пьер-Поль, Аспасия/Камилла, случайно встреченный ими экономический преступник Сильвен (Реми Жирар) и уже упомянутый Ташеро, профессиональный легализатор чужих доходов через анонимные фирмы в свободных экономических зонах.
Проводя Пьер-Поля и его друзей по анекдотичным стадиям перевода грязного нала в нейтральный безнал, Аркан подчеркивает, что его несовременный, архаичный герой, конечно, благонамерен, он не ищет добра для всех, не имеет претензий на фундаментальное мировое изменение и, кажется, не слишком зависит от того богатства, что на него свалилось, ведь он начинает тратить его на благотворительность, на бездомных, с которыми дружил и которых поддерживал еще в бытность свою курьером. Но Пьер-Полевы перспективы все же туманны: локализаторы прозорливо отмечают, что фильм-то сводится не к крушению пресловутой американской империи, а только к построению ее филиала по отработанной франшизной схеме. Герою удается вывести деньги туда, где до него не доберется «оседлый бандит», а дальше он, кажется, так и останется обладателем состояния неясного происхождения, одним из тех, кто входит в те 10%, что владеют 90% мирового капитала. В предпоследней сцене открытого финала Аспасия красноречиво-разочарованно смотрит на своего Перикла, а в последней Аркан демонстрирует портреты бездомных, с которыми он, видимо, познакомился, пока готовился к съемкам и ходил по столовым для бомжей. Пьер-Поль может оставить все деньги себе и спустить их на новых Аспасий, а может потратить так, как завещал Аристотель. Аркан в одном из своих последних фильмов (режиссеру уже 78 лет, он уже порывался уйти из кино) оставляет судьбу нового поколения в его же руках.
Источник
«Как отмыть миллион»: искрометное и умное кино о власти денег
В российский прокат вышел фильм канадского классика Дени Аркана.
Покуда кинокритики захлебываются восторгом по поводу нового фильма «Однажды в Голливуде» и предстоящего приезда в Москву Квентина Тарантино, в прокат выходит действительно мощная и важная картина, которую зритель просто обязан посмотреть. «Как отмыть миллион» 78-летнего канадского классика Дени Аркана — несмотря на авантюрное название и легкомысленный жанр криминальной комедии, фильм тонкий, умный и чрезвычайно актуальный. Он о власти денег. О том, как они меняют людей, заставляя подчас совершать совсем не свойственные данной личности поступки.
Главный герой фильма Пьер-Поль (Александр Ландри) окончил философский факультет. Он интеллектуал каких мало – сходу цитирует Аристотеля и Марка Аврелия, его дом напичкан книгами. Но поскольку он живет в хищном капиталистическом обществе, где царит безработица и социальная несправедливость, парень не может устроиться по специальности и вынужден зарабатывать на хлеб курьером. Однажды, доставляя по очередному адресу почту, молодой человек станет свидетелем дерзкого ограбления. Но в ходе перестрелки погибнут почти все участники конфликта, и две огромные сумки с деньгами останутся лежать на асфальте. Пьер-Поль решит воспользоваться уникальным шансом судьбы и присвоит сумки себе. Но как теперь отвести от себя подозрения полиции? Как избежать наказания ирландско-еврейской преступной группировки, чей общак, как выясняется, философ умыкнул? И как легализовать миллионы (да-да, во множественном числе!, в названии фильма фактическая ошибка), не привлекая к себе внимания?
Герой пытается вести прежний образ жизни, ни на что не тратясь. Единственное, что он себе позволит — самую дорогую в городе проститутку (телеведущая и манекенщица Мари-Пьер Морен), которая называет себя Аспасией (именем подруги Сократа) и которая цитирует Расина. Разумеется, герой влюбится в харизматичную интеллектуалку легкого поведения. Ты все время будешь ждать, когда же она кинет бедного очкарика, прихватив миллионы. Но Дени Аркан не столь примитивен и предсказуем.
Кадр из фильма «Как украсть миллион»
Сногсшибательные сюжетные повороты, изящный троллинг власть предержащих, по-настоящему остроумные диалоги, отличные актерские работы – все это несомненные достоинства этого фильма. Но Дени Аркан не был бы самим собой, если бы не напичкал картину всякими важными социальными высказываниями. Общество, в котором одни люди ворочают миллионами, а другие вынуждены спать на улице, не смея мечтать о собственной маленькой квартирке, общество, в котором в преступное отмывание денег при участии детских благотворительных фондов, ФИФА и Международного Олимпийского комитета вовлечены министры, ведущие банки мира, включая традиционно респектабельные английские и швейцарские, неизлечимо больно.
Особенно достается от Дени Аркана Америке – по мнению режиссера, эта страна и создала культ денег, который заменил все. Ни религия, ни патриотизм уже не имеют значения – важно количество зелененьких бумажек на счете. «За Трампа проголосовало 63 млн американцев! — говорит одна из героинь фильма. — «Ну да, недоумки обожают кретинов», — парирует Пьер-Поль… Кстати, фильм в оригинале называется «Падение американской империи», в нашем прокате его переименовали то ли из политкорректных соображений, то ли из желания вызвать у зрителя стойкую ассоциацию со старой, любимой многими лентой «Как украсть миллион» с Одри Хепберн. Интересно, что новый фильм Аркана продолжает и развивает темы его прошлых картин — «Нашествие варваров», «Закат американской империи» и «Век помрачения», это по сути тетралогия, в которой герои-интеллектуалы, невостребованные обществом, неудачливые, переживают свое «горе от ума». И отсыл к русской классике тут совсем не фигура речи. Дени Аркан, социалист и левак, весьма увлечен российской культурой и историей. В предыдущих фильмах он упоминал «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и периодическую таблицу Менделеева как выдающиеся примеры человеческой жизнедеятельности. В новой картине энтузиазм режиссера по отношению к нашей стране подугас: он говорит о Достоевском, который продал шубу жены, чтобы пойти в казино, и о Толстом, который запрещал своим крестьянам делать прививки. И конечно, режиссер не может не упомянуть сегодняшних российских чиновников, которые предпочитают хранить деньги за рубежом. Россия для Аркана, увы, больше не поставщик великих гуманитарных идей, режиссер в нас разочаровался.
Кадр из фильма «Как украсть миллион»
Однако сатира сатирой, но в чем назидание, мораль? Они тоже в фильме есть! Интеллигент, хороший человек, волонтер, водящий дружбу с бездомными, Пьер-Поль все-таки берет деньги, которые ему не принадлежат. Проститутка Аспасия, знающая толк в падениях, замечает: «Ты даже не заметишь, как деньги изменят тебя». Пьер-Поль, поборовшись с соблазном, все-таки попытается остаться человеком – своими деньгами он рассчитывает хоть как-то вернуть миру гармонию и социальную справедливость. И вот что любопытно, у этой его странной идеи найдутся сторонники. Колоритная компания из той самой умной проститутки, финансового консультанта с криминальным прошлым (Реми Жирар), азиата-сутенера и негра-гангстера – это, конечно, нелепый образчик гражданского общества, но как говорится, какое время, такие и образчики…
Единственно, что вызвает легкую тревогу при просмотре этого блестящего фильма — то, с какими веселыми подробностями показаны разные мошеннические схемы, напроимер, способы ухода от налогов. Вероятно, кому-то из зрителей фильм «Как отмыть миллион» покажется забавным лайфхаком.
Трейлер фильма «Как отмыть миллион»
Феерически смешным и увлекательным квестом поданы и сцены ухода авантюристов из силков полиции: кажется, вот сейчас люди в форме загребут наглецов, проворачивающих махинации у них под носом – ан нет – аферюги все обдумали на два шага вперед. В финале Пьер–Поль и вовсе разразится тирадой в адрес полиции: зачем вы за нами постоянно следите? кого вы от нас защищаете? вы хоть понимаете, что стоите на страже интересов тех, кто получает в 500 раз больше обычных людей?! лучше придите к нам в приют и помогите там… Полицейский услышит, придет волонтерить, а потом признается: он надел эту форму только потому, что это был единственный способ получить работу. Он бросил математический университет и теперь вместо волнующего мира чисел вынужден погружаться в общение с сутенерами и проститутками. Капитализм, по идее Дени Аркана, по капле выдавливает из человека все самое лучшее, его мечты, идеалы, надежды.
К чему призывает режиссер? К протестам, выходу на улицы, к построению социалистического общества. Вот только беда — все это мы уже проходили.
Источник
«Как отмыть миллион»: Рецензия Киноафиши
Парадоксальная криминальная история с нетипичными героями, обернувшаяся критикой капиталистического общества.
Иногда переименование иностранного фильма в российском прокате выглядит почти самострелом. Конечно, прокатчики считают, что титул «Как отмыть миллион» привлечет аудиторию авантюрных комедий, но вряд ли это обеспечит рекорды сборов. Зато как смотрелось бы на постере настоящие название фильма: «Падение американской империи»!
Скорее всего, зрители фильма канадского классика Дени Аркана будут удивлены в любом случае. Это и криминальная комедия, и социальный памфлет одновременно. Регистры меняются неожиданно, мы даже не сразу понимаем, как относиться к главным героям, хотя их образы, в общем, архетипичны: наивный мечтатель и проститутка с золотым сердцем.
Мечтателя зовут Пьер-Поль. Он учился в университете на философа, но работает курьером. Может потому, что неудачник, а может, как он сам считает, чтобы устраниться от мира с его порочной классовой иерархией. В свободное время Пьер-Поль кормит бездомных и ведет с ними интеллигентские беседы. Подобно кьеркегоровскому рыцарю веры, незамеченному миром святому, Пьер-Поль живет с ощущением великой миссии, возложенной на него. Только денег все же хочется побольше.
И вот, выполняя очередной заказ, герой натыкается на ограбление. Между грабителями и охраной начинается перестрелка, почти все участники гибнут, а к ногам Пьер-Поля падает мешок с деньгами. Здесь не устоять и философу.
Как отмыть миллион
Завязка — в стиле фильмов нуар, но как дело развивается дальше? Конечно, здесь будет некоторое количество выстрелов в голову, погонь, любовных сцен, но скорее на периферии сюжета. Большую часть времени герои просто разговаривают, и в этом весь интерес. Основная коллизия в том, как жить с такими деньгами и не считать себя преступником. «Американская мечта» невинного обогащения уже не работает.
Доставшиеся философу деньги были «общаком» местной мафии, которая, вместе с полицией, начинает их искать. Но Пьер-Поль непостижимо выходит сухим из воды. Благодаря своему непрошибаемой наивности, ему удается очаровать элитную проститутку беседами о Сократе, убедить завязавшего мафиози помочь с отмывкой денег и спасти раненого бандита от его подельников. Параллельно нам чуть приоткрывается теневой Монреаль, где криминальные боссы носят вуду-обереги, на кладбищах захоронены клады, а провидение спасает бездомных. Здесь живут сердцем, а не разумом — как обозначено в первом диалоге фильме.
Чистые сердцем выживают непостижимо, проскочив между жерновами государства и криминала. Фильм намекает, что если несколько людей еще могут отмыть свои капиталы, системе и миру уже не отмыться. Пока сотни тысяч людей сидят без работы, а Монреаль наполняется бездомными, канадские банки лопаются от денег африканских диктаторов и лидеров мировой преступности, государства наживаются на теневом бизнесе при посредничестве разных околомасонских международных организаций. Самый неприятный человек в фильме — финансист, представитель местной элиты, который помогает богатым людям уходить от налогообложения. Но его помощь нужна героям, чтобы попытаться обмануть несправедливую систему.
За 24 года до «Падения американской империи» Аркан снял «Закат американской империи». Характерно, что все это — предсказания гибели Америки из франко-канадского Квебека, не слишком на Америку похожего. В 1986, незадолго падения берлинской стены, квебекские интеллектуалы в фильме беседовали о том, что всякие идеологии исчерпали себя, остались личные человеческие пристрастия. /
Сегодня, по мнению режиссера, Pax Americana доживает последние дни, но все большее значение имеют горизонтальные связи между людьми. Философы, бомжи, гангстеры, проститутки, полицейские хотят делать маленькие добрые дела в этом разваливающемся мире. Их объединяет то, что они, в отличие от американцев (как говорит наш философ) не верят в деньги, даже когда ими пользуются.
Фильм Аркана упоминает о некоторых проблемах «первого мира», причем затрагивает достаточно много вопросов. Это и кооперация полиции с мафией, и теневое управление, и подлинная сущность всяческих безликих благотворительных обществ. Но, как говорят цитирующие Витгенштейна герои фильма: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». «Как отмыть миллион», несмотря на свою необычность, прежде всего очень легкий фильм, интересный и смешной. При всей актуальности и философизме, снятый от сердца, а не от головы.
Источник