Очистка масел для живописи
Масла в неочищенном виде, кроме присущей им окраски, влияющей на цвет смешиваемых с ними красок, всегда имеют посторонние примеси, которые в значительной мере уменьшают быстроту высыхания и влияют так или иначе на прочность масляного слоя.
К числу посторонних веществ, обычно находящихся в масле, относятся вода и растительная слизь, принадлежащая к белковым веществам. Вода и слизь могут присутствовать в совершенно чистом на вид прозрачном масле и при продолжительном стоянии масла оседают на дно сосуда. Прозрачность масла и его внешняя чистота, таким образом, далеко еще не свидетельствуют о его действительной чистоте, чего художнику не следует упускать из виду.
Простейшими и безвредными способами очистки масел являются следующие.
1) Отстаивание масел на солнечном свету в закрытых пробкою сосудах; в этом случае вещества, чуждые маслам, осаждаются на дно сосуда, и масла одновременно выбеливаются. Чем дольше выдерживается масло, тем лучшим оно становится по своим качествам. Во всяком случае отстаивание должно продолжаться не менее двух лет. Масло, налитое очень тонким слоем в плоские сосуды и предоставленное действию света и воздуха, в 2—3 летних дня становится бесцветным, как вода; масло в этом случае не только выбеливается, но и сгущается. В толстом слое его полезно продувать теплым воздухом.
2) Масло промывается горячей и холодной водой, которая более или менее часто меняется. Операция эта производится в бутылях, где масло взбалтывается с водой и выставляется на солнце, причем вода извлекает из масла слизь и другие посторонние вещества. Для лучшего отделения масла от воды к последней примешивается поваренная соль. Тех же результатов достигают вымораживанием масла на сильном холоду; в этом случае все водные примеси в масле замерзают и удаляются фильтрованием масла при температуре не выше точки замерзания. Иногда масло обрабатывается снегом вместо воды.
3) Поваренная соль, будучи примешанной к маслу, извлекает из него воду, вследствие чего все слизистые и другие вещества, содержащиеся в масле, при посредстве воды выделяются и осаждаются на дно. Хорошо действует сухая соль, взятая в количестве 2—3% масла, предварительно растертая в ступке с небольшим количеством его и введенная затем в масло. Вместо одной поваренной соли рекомендуется брать смесь, состоящую из 1 части соли и 10 частей жженого гипса, которые растираются в кашицу с маслом и присоединяются к остальному маслу. В последнем случае масло отстаивается в теплом месте несколько суток и не нуждается в фильтровании, так как становится совершенно чистым и без него.
4) Масла выбеливаются процеживанием через костяной уголь.
5) Недавно предложено выбеливать и очищать масла с помощью так называемого отбельного порошка, носящего название также флоридской, или фуллеровой, земли и представляющей природный алюминевомагниевый гидросиликат. Отбельным порошком пользуются различно. Масло или фильтруется через толстый слой грубо измельченной флоридской земли, или же смешивается с тонко измельченным отбельным порошком и пропускается через фильтропресс. В последнем случае на 100 частей масла берется 5—8 частей отбельного порошка, который смешивается с нагретым до 80° маслом; температуру последнего затем поднимают до 100°. Масло постоянно помешивается и затем пропускается через фильтр. С помощью флоридской земли масло не только отбеливается, но из него, кроме того, извлекаются слизь и вода.
6) Так как масла, применяющиеся в живописи, не должны содержать в себе не только слизи, но и воды, т. е. должны быть «сухими», то можно рекомендовать простейший способ очистки их от названных примесей, который состоит в быстром нагревании их до 150—300°. В этом случае вода испаряется из масла, слизь же и белковые вещества (при 300°) свертываются, обращаясь в хлопьевидную массу, осаждающуюся на дно сосуда и увлекающую с собой другие посторонние вещества. Масла после этой операции приобретают способность высыхать более скоро, а также в значительной степени выбеливаются, так как при этом разрушаются и красящие вещества масла. Этот простой способ очистки масел не требует особых приспособлений и материалов и вместе с тем является в высшей степени действительным; не следует, однако, подвергать масло слишком высокой температуре и притом продолжительное время. Масло снимается с огня тотчас же, как только перестанут выделяться на его поверхности пузырьки и оно начнет сильно дымить.
7) К новейшим способам отбелки масел принадлежит обработка их с помощью ультрафиолетовых лучей, получаемых от ртутной лампы. Свет этот носит название «увиолевого света». При длительном хранении растительных жиров (равно как и животных) с доступом воздуха, например в бутыле без пробки, во время операции выбеливания масла и т. п. наблюдается, как известно, частичное химическое изменение их состава, именующееся в общежитии прогорканием масла, причем прогоркшее масло приобретает характерный запах и вкус. Объяснение этого явления находится в частичном разложении масла, с освобождением некоторых жирных кислот глицеридов, главным образом масляной кислоты, сообщающей маслам запах и вкус и придающей им кислую реакцию.
Прогоркшие масла нейтрализуются высушенной нагреванием двууглекислой содой, которой берется для этого в количестве 5% по весу масла.
Производя очистку и отбелку масел, необходимо иметь в виду, что ценность этих операций для получаемого продукта далеко не равнозначна. Очистка масел имеет гораздо более важное значение для качества масел, нежели их отбелка. Дело в том, что плохо очищенное масло, имеющее посторонние примеси: воду, слизь и пр., лишается способности быстро высыхать, не дает прочного нормального слоя и, следовательно, становится малопригодным. Наоборот, очищенное, но имеющее окраску масло изменяет лишь цвет красок и притом главным образом белых и синих, что не представляет серьезного недостатка, так как красильное начало растительного происхождения, окрашивающее масло, в момент полного высыхания масла разрушается кислородом воздуха, причем все краски приобретают свойственный им оттенок, не исключая белил, которые становятся совершенно белыми.
Таким образом, отбелку масел можно и не доводить до полного совершенства, не нанося тем никакого ущерба для живописи.
Источник
Как отбелить льняное масло для живописи самому
МАСЛО
Использование масла в живописи
Основным пленкообразующим компонентом художественных масляных красок являются растительные масла, извлекаемые из семян, некоторых растений.
Художественные масляные краски содержат в своем составе необходимое количество масла. Как известно, излишек его в красочной пленке приводит к отрицательным результатам: значительным цветовым изменениям произведения и пониженной долговечности его.
Тем не менее некоторые художники применяют масло в качестве разбавителя в тех случаях, когда это можно сделать без ущерба, например, при нанесении красок тонкими слоями. Здесь, как и вообще в технологии живописи , основную роль играет достаточно быстрое и сквозное просыхание масляно-красочной пленки.
Процесс высыхания масла можно разделить на четыре стадии:
1) затягивание поверхности тончайшей пленкой, дающей отлип при прикосновении пальцем;
2) высыхание, при котором поверхность пленки кажется сухой, но от умеренного нажатия пальцем на ней остается отпечаток;
З) практическое высыхание, когда пленка кажется вполне просохшей, не дает отпечатка пальца, но еще мягка;
4) окончательное отвердение, наступающее не менее чем через год.
Скорость высыхания масла зависит от ряда факторов:
- характера грунта ,
- температуры помещения,
- степени освещенности,
- влажности воздуха в др.
Так, например, в темноте льняное масло практически высыхает более чем за 60 суток, на рассеянном свету — за 5-6 суток, летом при интенсивном длительном освещении и повышенной температуре — за З-е суток.
Сушка масла ( и масляных красок ) на прямых солнечных лучах не рекомендуется, так как одновременно с образованием пленки начинается и ее усиленный распад. Сушка в темноте приводит к пожелтению и потемнению, что особенно усиливается при большой влажности воздуха. Это свойство льняного масла необходимо учитывать и при работе с масляными красками , так как иногда им пренебрегают, и в результате получаются чернота, искаженные отношения тонов, чему еще способствует прожухание , связанное с нанесением краски на предыдущий, достаточно толстый и не вполне просохший слой. Скорость просыхания всей пленки масла зависит и от ее толщины, что относится и к красочному слою.
От толщины красочного слоя зависит внешний вид ( фактура ) и сохранность произведений масляной живописи . Толстый слой просыхает медленнее, но зачастую художник, не считаясь с тем, что красочный слой пе вполне просох, наносит на него последующий нормальный слой. При этом масло из верхнего слоя краски просачивается через подсохшую поверхностную пленку в нижний слой и обедненный маслом верхний слой тускнеет, теряет силу своего тона и яркость , т. е. «прожухает» . Нанесение толстого слоя на недостаточно просохшую краску может явиться причиной растрескивания.
Добавлять масло в краску следует лишь при необходимости и в ограниченном количестве. Нельзя по указанной выше причине вводить избыток масла в нижние слои живописи, а в подмалевке вообще не рекомендуется применять масло. Избыток масла в верхних слоях приводит к «оседанию» и образованию морщин при высыхании.
При разбавлении красок маслом следует также учитывать высыхающую способность краски. Медленно сохнущие краски вообще не рекомендуется разбавлять одним маслом , а применять для этой цели смеси масел с даммарным или мастичным лаком . Для разбавления быстросохнущих красок лучше брать уплотненное масло.
Виды художественных масел
Масла делятся на четыре группы в зависимости от того, какую они образуют при высыхании пленку (представляющую окисленное масло), называемую линоксином.
Первую группу составляют масла типа льняного. Они сравнительно быстро высыхают и образуют твердую эластичную, прочную, нерастворимую в органических растворителях пленку. К этой группе относятся: льняное, тунговое, конопляное и некоторые другие масла.
- Вторую группу составляют масла типа макового. Пленкообразующая способность их значительно ниже, чем у первой группы: нанесенные на поверхность, они высыхают значительно медленнее. Полученная пленка частично растворима в органических растворителях, а при нагревании размягчается и плавится. К этой группе относятся подсолнечное, маковое, соевое и другие масла. Маковое масло сохнет медленно. Это масло желтеет меньше всех остальных, что есть в продаже. Подходит для светлых тонов и белил.
- Третью группу составляют масла типа оливкового. Эти масла полностью не высыхают.
- Четвертую группу составляют масла типа касторового, которые не образуют пленки и относятся к невысыхающим маслам.
Масла, имеющие применение в живописи, по своему составу и назначению делятся на две группы.
- К первой относятся так называемые жирные высыхающие масла, получаемые из семян различных растений и относящиеся к жирам растительного происхождения, таковы льняное, маковое, ореховое и другие подобные им масла.
- Во вторую группу входят масла различного происхождения, не принадлежащие к жирам, носящие название эфирных масел.ЭФИРНЫЕ МАСЛА — жидкие летучие смеси органических веществ, в основном углеводородов. Применяются в живописи в качестве растворителей и связующих веществ масляных красок . К эфирным маслам относят: копайскийбальзам , копаловое и янтарноемасла, скипидары , терпентины и их соединения (розмариновое, лавендуловое, гвоздичное масла). Эфирные масла частично улетучиваются, а частью окисляются и «осмоляются» вступая в соединение со связующими веществами пигментов (жирными маслами: льняным, маковым, ореховым).
Жирные высыхающие масла имеют способность обращаться на воздухе в твердые вещества, что и дает возможность пользоваться ими как связующими веществами красок в масляной живописи и в малярном деле. На основании этого они и названы высыхающими маслами, в отличие от целого ряда других масел растительного же происхождения, которые или совершенно не проявляют этой способности в условиях живописной практики, или же проявляют ее лишь отчасти.
Все растительные жирные масла, таким образом, с этой точки зрения могут быть подразделены на высыхающие, полувысыхающие и невысыхающие.
- К высыхающим жирным маслам относятся: льняное, маковое, ореховое, конопляное, подсолнечное, масло белой акации, растения лялеманции, масло сосновых и еловых семян, бузины, древесное (тунговое), перилловое, нигеровое и др.
- К полувысыхающим относятся: хлопковое, маисовое, кротоновое, рапсовое, сезамное, масло липового дерева и др.
- К невысыхающим — миндальное, касторовое, оливковое, кокосовое, пальмовое, фисташковое и многие другие.
Основой пленкообразования растительных масел являются содержащиеся в них жирные ненасыщенные кислоты. Степень насыщенности масла жирными кислотами, характеризующую способность масла к пленкообразованию, принято выражать йодным числом. Йодное число показывает, какое количество йода в процентах может присоединить к себе масло из специально приготовленного йодного раствора, что зависит от наличия в масле количества жирных непредельных кислот, определяющих способность масла к присоединению кислорода. Чем выше показатель йодного числа масла, тем масло быстрее сохнет.
Одним из важнейших свойств растительных масел является их способность к полимеризации, т. е. к уплотнению при нагревании до температуры 280-300° без доступа воздуха. В результате полимеризации масло приобретает свойство быстро высыхать и давать пленку с улучшенными физико-химическими свойствами. К таким живописным маслам относятся уплотненные масла № 1 и № 2.
Физико-химические показатели растительных масел
Название масла
Йодное число
Льняное масло широко применяется в живописи. Его изготовляют из семян льна способом холодного прессования. Масло выдерживается длительное время для «вызревания«, оно обрабатывается специальным образом для удаления белковистых веществ и других включений. При смешивании с красками уменьшает их консистенцию и делает их более яркими. Имеет свойство желтеть.
Масло льняное рафинированное и отбеленное представляет собой продукт рафинации и отбелки льняного масла, полученного из семян льна северных районов способом холодного прессования. Масло выдерживается в течение многих месяцев, и происходящее при атом «вызревание» положительно сказывается на его свойствах. Благодаря применению указанных выше методов обработки масло освобождается от белков, слизи и других примесей нежирового комплекса и дает лучше просыхающую и более прочную пленку. Оно применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок, при изготовлении эмульсий для клеемасляных грунтов, является основой для получения уплотненного и оксидированюого масла.
Высыхание льняного масла происходит в нормальных условиях — на свету за 5-б суток, а при повышенной температуре и интенсивном освещении за трое суток. Скорость высыхания зависят от толщины красочного или масляного слоя. От интенсивного солнечного света под действием ультрафиолетовых лучей наступает разрушение масляной пленки.
Масло льняное уплотненное для живописи — продукт специальной обработки льняного масла, предварительно выдержанного и освобожденного от белковых слизистых и других вредных примесей путем рафинации и двойной отбелки, применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок. Отличается по своим свойствам от обычного льняного отбеленного масла тем, что его пленка обладает меньшей способностью жухнуть и давать «оседание» (сморщивание), менее склонна к пожелтению, более влагостойка. В то же время это масло слабее впитывается в нижележащий материал.
Необходимо заметить, что введение уплотненных масел придает краскам некоторую тягучесть. Однако великие художники прошлых веков, не взирая на это, применяли уплотненные масла своего изготовления и добивались эффективных результатов.
Уплотненное льняное масло рекомендуется вводить в краску при лессировках ( с добавлением разбавителя ), а также в состав так называемого «тройника «, применяемого многими художниками и состоящего из трех равных частей: даммарного или мастичного лака , масла и пинема.
Благодаря повышенному коэффициенту преломления уплотненное масло придает краскам улучшенные оптические свойства (большую глубину тона, «звучность», а для некоторых красок, например, для изумрудной зелени, уплотненное масло незаменимо, так как применение обычного отбеленного масла в этом случае приводит к некоторому высветлению и мутноватости). Уплотненное масло применяют также для протирания пожухлых мест, не допуская его избытка.
Необходимо заметить, что введение уплотненных масел придает краскам некоторую тягучесть. Однако, великие художники прошлых веков, невзирая на это, применяли только уплотненные масла своего собственного изготовления и добивались эффективных результатов, как в отношении качества своих произведений, так и их долговечности.
Уплотненное масло с добавлением разбавителя рекомендуется вводить в краску при лессировках.
Уплотненные масла применяют для протирания прожухлых мест, не допуская избытка масла.
Уплотненные масла № 1 и № 2 следует также рекомендовать при составлении » тройника «, состоящего из трех равных частей: даммарного или мастичного лака , уплотненного масла и пинена для разжижения смеси.
Масло льняное оксидированное для живописи — представляет собой рафинированное, отбеленное и выдержанное масло, подвергшееся затем сгущению путем окисления кислородом воздуха на солнечном свету, является классическим средством, описанным в старинных трактатах. Оно отличается от других видов льняного масла тем, что быстрее сохнет и обладает наименьшим пожелтением в пленках. Применяется в живописи для разбавления масляных красок одно или в смеси с лаками и разбавителями.
Масло ореховое уплотненное для живописи — представляет собой продукт термической обработки масла грецких орехов, предварительно рафинированного и отбеленного отбельной землей. Ореховое масло применяется в живописи в качестве разбавителя в течение нескольких столетий. Оно отличается от льняного масла тем, что дает менее желтеющую пленку и несколько уступает ему по эластичности. Однако второе его качество относится лишь к необработанному ореховому маслу. Уплотненное масло дает более эластичную пленку и приближается к льняному, сохраняя свое превосходство в отношении меньшего пожелтения пленки. По времени высыхания оно практически почти не отличается от уплотненного льнянного масла. В то же время красочньюе пласты на нем получаются более отрывистыми и более легкими в работе. Ореховое уплотненное масло рекомендуется при разведении красок светлых, нежных тонов, пленки которых могут измениться от пожелтения льняного масла (например, позеленение голубых тонов и т. п.).
Ореховое масло добывают из орехов различных пород деревьев. В живописи применяется лишь масло грецких орехов. Грецкие орехи перед прессованием выдерживают несколько месяцев, т. к. из свежих орехов нельзя получить качественное масло. Ореховое масло слабо окрашено и не имеет запаха. Ореховое масло относится к полувысыхающим маслам. Это масло содержит от 3% до 15% линоленовой кислоты, от 50% до60% линолевой; и высыхает на воздухе за 8-12суток. По своим свойствам оно занимает промежуточное положение между льняным и маковым маслами. Высыхающая способность орехового масла ниже льняного, но выше, чем у макового. Ореховое масло не желтеет и не меняет тона светлых красок. Для живописи лучше использовать уплотненное ореховое масло, т.к. оно дает более эластичную пленку, схожую с пленкой льняного масла. Сморщивание масляного слоя при использовании орехового масла не происходит. Что касается образования трещин, то ореховое масло надежнее макового, т. к. его слой просыхает по всей толщине. Пленка орехового масла при старении склонна к размягчению. Ореховое масло редко применяется в живописи из-за своей дороговизны.
Маковое масло добывается прессованием семян мака. Сорта и цвет семян отражаются на сортах масла, получаемых из них. Белые семена мака считаются более ценными, так как дают большее количество масла, притом лучшего сорта. При холодном прессовании получается почти бесцветное масло, приятного вкуса и лишенное запаха. Масло, получаемое из других сортов семян, имеет темную окраску и представляет низший сорт макового масла.
Маковое масло по своему химическому составу, подобно прочим жирным маслам, на основании теории проф. Иванова, в различных образцах может быть различным. В общем оно значительно отличается от льняного. Твердых жирных кислот насчитывают в нем около 5% всего количества жирных кислот, причем между ними находится лауриновая кислота. Олеиновой кислоты здесь значительно больше, чем в льняном масле, а именно 30 %, линолевой около 60 %, прочих льняно-масляных кислот обыкновенно насчитывается 5%, однако Эйбнер полагает, что маковое масло не содержит вовсе последних, сравнительная же быстрота высыхания его обязана строению глицеридов масла. Вследствие присутствия в маковом масле большого количества олеиновой кислоты его способность к высыханию значительно ниже льняного. Так, если для просыхания слоя льняного масла требуется 3-4 дня, то для слоя макового масла необходимо 6-8 дней, причем и за этот промежуток времени маковое масло не успевает высыхать в той мере, как льняное. Кроме того, линоксин макового масла уступает значительно по качествам линоксину льняного масла.
В процессе высыхания маковое масло вначале весьма увеличивается в весе, но затем значительно теряет в нем, образуя большой процент улетучивающихся веществ. Эта особенность макового масла, свойственная маслам этого типа, дурно отражается на прочности красочного слоя, построенного на нем, так как слой этот легко покрывается трещинами. Лучшим приемом живописи на маковом масле является поэтому однослойная живопись, к которой наиболее располагает это масло, так как оно позволяет писать по-сырому 5-8 дней, и притом придает масляным краскам, тертым на нем, приятную пастозность, а не текучесть, как льняное масло. Многослойная живопись на маковом масле, на основании сказанного, требует большой осторожности и внимательной просушки каждого слоя, особенно опасны в этом случае цинковые белила. Имеются, однако, противники макового масла и в живописи алла прима (Alla prima — сразу, с одного приема). Масляная краска на маковом масле десятилетней давности при пробе ватой, смоченной скипидаром, оставалась на вате. Тот же опыт с льняным маслом не дал следов краски на вате. При высыхания макового масла поверхность его пленки не сморщивается, что так характерно для льняного масла, зато пленка эта, достаточно просохшая, часто размягчается в тени и дает отлип.
Это масло при долгом хранении с доступом воздуха легче прогоркает, чем льняное масло, причем приобретает особый запах и вкус. Маковое масло застывает на холоду при более высокой температуре (-15 гр. Ц), нежели льняное масло.
Это масло почти бесцветное и без запаха. Маковое масло не содержит линоленовую кислоту. Тем не менее, благодаря наличию в его составе 60% линолевой кислоты, это масло относится к числу полувысыхающих. Оно образует нежелтеющее покрытие, которое, однако, обладает низкой эластичностью и прочностью. Пленка макового масла по прочности уступает пленке льняного, при высыхании она сжимается, и красочный слой покрывается трещинами. Маковое масло может использоваться в живописи в смеси с высыхающими маслами.
Подсолнечное масло добывают из семян подсолнечника. Для живописи используют рафинированное масло, т. к. оно с течением времени не желтеет и дает более эластичную пленку. Это масло полувысыхающее, в его составе 30-50% линолевой кислоты. На воздухе оно высыхает за 10-14 суток. Пленка подсолнечного масла со временем размягчается, поэтому целесообразнее применять его в смеси с высыхающими маслами.
Сафлоровое масло добывают из семян сафлора. Сафлор – масличное и красильное южное травянистое растение. В семенах сафлора содержится до 60% масла. Получают сафлоровое масло путем прессования или экстракции. Сафлоровое масло относится к полувысыхающим маслам. По содержанию кислот похоже на ореховое. Высыхает на воздухе за 8-12 суток. Сафлоровое масло дает светлую, нежелтеющую пленку, но красочный слой становится со временем более хрупким, чем у льняного масла.
Все вышеперечисленные полувысыхающие масла могут быть использованы для разведения масляных красок, в том числе красок светлых и нежных тонов, пленки которых могут измениться от пожелтения льняного масла. Тем не менее, следует еще раз обратить внимание на то, что избыток масла вреден для живописи, и использовать масла следует с осторожностью.
Высыхание живописного слоя при отсутствии света, в темноте, значительно удлиняет срок сушки льняного масла — до 60 суток. Но лишь через год наступает та стадия высыхания красочного слоя, когда можно покрывать картину лаком. Окончательное же высыхание масляной живописи фактически наступает через несколько лет.
На свету масло высыхает значительно быстрее, в темноте оно не только медленно сохнет, но и желтеет. Сырость также замедляет этот процесс. На скорость высыхания масла влияют и пигменты ; некоторые из них, например, свинцовые белила и кобальты, ускоряют этот процесс, а краплак, сажа газовая — замедляют.
Масло начинает высыхать с поверхности, на которой образуется тонкая пленка, препятствующая свободному доступу кислорода и высыханию нижележащих слоев. Вы, наверное, замечали, что краски на палитре скоро перестают пачкаться, но если на них слегка надавить пальцем, можно убедиться, что они мягкие. Внутри краски почти не изменили своей густоты, а затвердели только сверху. Эта особенность высыхания масляного связующего известна с давних времен. Художники стремились добиться более равномерного высыхания, а также бесцветности пленок, избавиться от вредных веществ содержащихся в маслах. Для этого их промывали водой, вымораживали, вываривали.
Существует множество способов обработки масла. Вот самый простой и, по мнению многих художников, хороший способ получения уплотненного масла: его выставляют на солнце в не закупоренной бутыли белого стекла (чтобы пыль не загрязняла масло, горлышко можно заткнуть ватой), под действием солнечных лучей и кислорода белковые и другие посторонние вещества осаждаются, влага испаряется, а масло становится гуще и прозрачнее.
Старые мастера 15-17 веков использовали для приготовления красок не чистые масла, а их соединения со смолами (копал, янтарь, мастикс). Это замедляло старение связующего и обеспечивало более равномерное и быстрое высыхание красочного слоя. Но краски, содержащие в большом количестве смолы, или уплотненное масло, быстро загустевают и не могут долго храниться. Поэтому при фабричном производстве красок применяют малообработанные масла, в некоторых случаях с небольшими добавками смол или воска (воск повышает пастозность красок).
Живописные масла следует ограниченно применять для разжижения масляных красок в процессе живописи во избежание прожухания красок.
Выпускаемые масляные краски уже содержат необходимое количество масла в соответствии с маслоемкостью того или иного пигмента.
Только при нанесении тонких или лессировочных слоев красок можно пользоваться живописным маслом.
Медленно сохнущие краски вообще не следует разбавлять одним маслом, а следует применять смесь живописного масла с лаком, например даммарным или масличным.
Для разбавления быстросохнущих красок необходимо пользоваться уплотненным маслом № 1 или № 2, которые называют лаковыми маслами, а также пентаэритритовыми.
Источник