- Грамотная прочистка катализатора в автомобиле
- Симптомы загрязнения катализатора
- Очистка сильных загрязнений катализатора химическими средствами
- Очистка катализатора с помощью наждачной бумаги
- Средство для восстановления катализаторов
- Как не рекомендуется чистить устройство
- Прочистка катализатора своими руками: 2 простых способа
- Содержание статьи
- Когда начинаются проблемы с катализатором?
- Химический метод очистки
- Физический метод очистки
- Как нельзя чистить катализатор
- Как правильно прочистить катализатор автомобиля?
- Когда стоит чистить нейтрализатор?
- Способы очистки и применяемые средства
- Инструкция по обслуживанию
Грамотная прочистка катализатора в автомобиле
К числу важнейших операций, помогающих повысить эффективность работы автомобиля, принадлежит прочистка его катализатора, или каталитического нейтрализатора. Функционально эти устройства предназначены для снижения объёма вредных веществ, которые образуются в результате сгорания и затем выбрасываются в атмосферу, ухудшая экологическую ситуацию. Конструктивно ресурс катализатора рассчитан, в среднем, на пробег в 140 –160 тысяч км. Нередко он функционирует дольше, если машина эксплуатируется грамотно, с использованием качественного горючего. Влияют на это и иные причины. В случае нагромождения нежелательных факторов катализатор забивается и выполняет свою функцию значительно хуже.
Выйти из этого положения удаётся, основательно прочистив его или же заменив. Поэтому каждый водитель должен знать, как прочистить катализатор, не прибегая к покупке нового. Это позволит автомобилистам экономить средства, улучшив эффективность действующих устройств собственными силами.
Симптомы загрязнения катализатора
Рачительный хозяин автомобиля никогда не будет ждать до упора, когда катализатор загрязнится, перестанет выполнять возложенные на него задачи так, как полагается. Он систематически контролирует его состояние, чтобы ситуация не дошла до крайней точки. Многие водители интересуются, как проверить катализатор. Для этого необходимо постоянно следить за тем, как автомобиль работает. Есть определённые практикой симптомы, по которым удаётся определить его состояние. Типичные признаки неисправности катализатора автомобиля, как утверждают специалисты, следующие:
- при движении машины наблюдается неожиданное снижение ее мощности;
- автомобиль без видимых оснований плохо набирает скорость;
- время от времени возникают непредвиденные сложности с запуском мотора;
- двигатель начинает капризничать, работая в холостом режиме;
- бывают случаи, когда двигатель самопроизвольно отключается, глохнет;
- фиксируется повышенный, против естественного, расход горючего;
- загорается предупреждающая лампочка Check Engine.
Если налицо хотя бы один из этих характерных симптомов, тем более – их комплекс, автомобилисту надо без оттяжки внимательно рассмотреть катализатор – скорее всего, он забит.
Очистка сильных загрязнений катализатора химическими средствами
Чтобы эффективно очистить катализатор, его целесообразно снять, так как в таком виде легче осматривать, чистить от всевозможных загрязнений в автомобиле. Многолетняя практика автомобильного дела в стране и за рубежом выработала немало продуктивных метолов очистки:
- тщательная промывка катализатора автомобиля от грязи;
- очистка наждачной бумагой;
- очистка не только фабричными средствами, но и «народными», своими руками.
У опытных водителей одним из наиболее популярных методов стала очистка катализатора химическим способом. Чаще всего к нему прибегают тогда, когда катализатор основательно загрязнён и механическим способом, при всём желании, его вряд ли удастся очистить.
Для «химии» современная промышленность предлагает водителям огромный арсенал всевозможных химических средств, большинство из которых отлично зарекомендовало себя на практике, отличаясь надёжностью и приемлемо ценой. Многие успешно используют также жидкость, предназначенную для карбюратора, а также этанол. Следует обратить внимание на необходимость чёткого выполнения всех инструкций, прилагаемых к таким жидкостям производителями, а также тщательного обхождения с ними.
Вот примерный алгоритм использования жидкости для карбюратора. Катализатор, который требует очистки, снимается с машины и осматривается. Если на нём нет никаких деформаций, подбирается тара (высокое ведро или иной сосуд), в котором он сможет поместиться вертикально. Поместив его туда, обильно поливают карбюраторной жидкостью, затем закутывают в тряпки и вертикально устанавливают в тару. Примерно через полчаса капитально промывают его «соты» с помощью горячей воды. Вся эта процедура проделывается, повторяем, лишь тогда, когда на катализаторе нет повреждений. Если же они обнаружатся, поневоле придётся менять фильтрующий элемент.
Необходимо ещё раз подчеркнуть необходимость тщательного соблюдения в процессе такой очистки элементарных правил техники безопасности. Некоторые водители, игнорируя их, умудряются промывать катализатор непосредственно в своём доме или квартире, поместив его в ванную комнату. Это категорически не рекомендуется, поскольку химические вещества, входящие в средство для очищения карбюратора, с высокой вероятностью могут разъесть эмаль раковины или ванной, повредить интерьер, не говоря уже о неприятных запахах, вывести которые потом буде непросто, да и грязных подтёков в ванной останется немало.
Катализатор автомобильный
Такую не очень приятную процедуру желательно проводить на открытом воздухе, в месте, где «химия» никому, ничему не повредит. Когда промывка катализатора водой закончена, его хорошо просушивают, продувают с помощью сжатого воздуха. Нередко для того используют обыкновенный мощный фен, подключая его с помощью электрической переноски. А по завершении сушки весь процесс надо повторить заново.
Бывают случаи, когда катализатор настолько загрязнён, что и двух попыток для требуемого уровня его чистоты оказывается недостаточно. Тогда прибегают к третьему и даже четвёртому повторению. Как самый крайний вариант, используют очень мощные моющие средства, в частности керосин. Как видим, вся процедура требует немалого времени, терпения, однако обойти их и облегчить себе работу вряд ли удастся, зато эффект от неё будет разительным.
Очистка катализатора с помощью наждачной бумаги
Надёжным способом очистки катализатора на практике зарекомендовал себя также «дедовский» вариант его восстановления с помощью обыкновенной наждачной бумаги. Если фильтрующий элемент не крепко обезображен продуктами горения, «наждачка» отлично помогает чистоту катализатора восстановить. Каталитическим внутренностям вернуть чистоту придётся, правда, за счёт, больших физических усилий, усидчивости, однако прекрасный конечный результат того, конечно же, стоит.
Для работы применяется мелкозернистая наждачная бумага и снимается катализатор. С её помощью налёт осторожно удаляется за счёт круговых движений. Их надо делать максимально осторожно, дабы не повредить «соты». Это очень важно, иначе невзначай повреждённые «соты» (они чаще всего керамические) затем волей-неволей придётся менять – покупать новые, тратя лишние деньги. Потом процедуру повторяют ещё раз и продувают устройство сильной струей воздуха.
Средство для восстановления катализаторов
В последнее время широко применяемыми являются специальные промышленные средства, позволяющие капитально чистить катализатор авто от нагара, прочих лишних продуктов сгорания. Хорошо зарекомендовали себя как лучшие отечественные, так и фирменные зарубежные средства, например, изделия британской фирмы Nekker, заслуженно считающиеся в мире одними из самых эффективных.
Как не рекомендуется чистить устройство
Нередко водителями, спешащими решить проблему с загрязнённым катализатором как можно быстрее, руководит элементарная спешка. Ради экономии средств, времени они необоснованно отказываются от испытанных временем методик за счёт приобретения действительно надёжных чистящих средств и прибегают к однозначно сомнительным вариантам, лишь усугубляющим ситуацию.
Например, пробивают или просверливают в катализаторе дополнительные дырки. Частично это вправду помогает немного реанимировать упавшую мощность мотора, зато экологическая составляющая его работы, а именно объём выброшенных в атмосферу вредных веществ, в таком «дырявом» формате будет ужасающей. Помимо того, в процессе движения резко поднимется шум в выхлопной трубе. Ясное дело, что по-настоящему хозяйственные водители к таким неприемлемым вариантам не прибегают – они берегут и свой автомобиль, и окружающую среду.
Источник
Прочистка катализатора своими руками: 2 простых способа
Катализатор – это неотъемлемая часть выхлопной системы автомобиля, которая предназначена для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу вместе с выхлопными газами. По сути, катализатор является обычным фильтром. Со временем он, как и другие детали машины, выходит из строя, изнашивается, правда, через достаточно большой пробег. Однако, если у вас забился катализатор при малом пробеге, тогда его стоит прочистить, возможно, поможет.
Содержание статьи
- Когда начинаются проблемы с катализатором?
- Химический метод очистки
- Физический метод очистки
- Как нельзя чистить катализатор
Работа каталитического нейтрализатора зависит от состояния двигателя, исправности системы дозирования и подачи топлива, а также системы зажигания.
Когда начинаются проблемы с катализатором?
В процессе работы двигателя катализатор засоряется различными продуктами сгорания топлива: маслом, смолами, нагаром и тому подобным. В среднем менять катализатор рекомендуется через каждые 70 000-120 000 км пробега.
Признаки того, что каталитический нейтрализатор вышел из строя:
- увеличение расхода топлива;
- проблематичный запуск двигателя;
- снижение тяги;
- часто глохнущий мотор без видимых причин;
- изменение внешнего вида выхлопа или же его затруднение.
При наличии определенных навыков (прямых рук) можно попытаться прочистить катализатор, после чего установить в выхлопную систему и снова использовать.
Следует отметить, что такая работа является достаточно сложной – деталь очень хрупкая, поэтому ее легко можно сломать.
Химический метод очистки
Самым распространенным и эффективным химическим средством для прочистки катализатора является очиститель карбюратора. Также советую воспользоваться обычным этанолом, но в этом случае потребуются затраты побольше.
Последовательность действий при использовании химических средств выглядит так:
- Снимаем катализатор с машины и осматриваем.
- Если не обнаружено разрушенных сот, то смачиваем их средством для очистки карбюратора, обертываем тряпками и оставляем примерно на 20 минут.
- Далее под напором горячей воды промываем катализатор со всех сторон. Не рекомендуется делать это над ванной или раковиной – агрессивная химия может разъесть их поверхность.
- После промывки хорошо просушиваем или продуваем соты, проводим повторную обработку точно в такой же последовательности.
- Свидетельством того, что прочистка прошла успешно, являются полностью просвечиваемые соты катализатора.
Если же из-за большого количества отложений катализатор очистить не удалось, можно попробовать оставить его на ночь в солярке или керосине, после чего снова обработать химическим средством для очистки карбюратора.
Физический метод очистки
В том случае, когда катализатор загрязнен не очень сильно, очистить его можно обычной наждачной бумагой. На начальном этапе загрязнения поверхность сот покрывает налет, который легко удалить.
Последовательность выполняемых действий (катализатор уже снят):
- При помощи мелкой наждачной бумаги осторожно счищаем налет с поверхности сот. Нельзя сильно надавливать, так как легко повредить керамические соты.
- Далее продуваем соты сжатым воздухом – это позволит удалить мелкие частицы грязи, которые застряли в ячейках в процессе очистки.
Как нельзя чистить катализатор
Нередко гаражные мастера просверливают в корпусе катализатора отверстия при помощи победитового сверла или же просто пробивают соты, используя подручные средства. В результате машина станет работать лучше, но при этом катализатор перестанет выполнять свои функции, да и работа мотора станет громче.
Еще один способ прочистки катализатора — установка плохо работающих свеч, с которыми нужно некоторое время быстро поездить по трассе. Конечно, при этом может все получиться, и фильтр прочистится. Но чаще всего катализатор плавится.
К тому же подобные действия приводят к ухудшению состояния двигателя.
Таким образом, прочистить катализатор самостоятельно вполне реально, но для положительного результата не следует допускать его сильного загрязнения. В противном случае прочистить его очень трудно, скорее всего, придется покупать новый или вырезать.
Удачи на дорогах!
Спасибо за прочтение статьи!
Если было интересно, предлагаю 👉подписаться👈 на канал и поставить лайк!
Источник
Как правильно прочистить катализатор автомобиля?
Для обезвреживания токсичных газов, выбрасываемых из двигателя внутреннего сгорания, в автомобиле предусмотрен каталитический нейтрализатор, устанавливаемый на выходе из выпускного коллектора. Хотя срок службы элемента составляет порядка 150 тыс. км, менять его довольно накладно – запчасть слишком дорогая. Возникает закономерный вопрос, можно ли почистить катализатор и таким образом продлить ресурс. Ответ: прочистка допустима, но гарантии положительного результата нет. Проблема распространенная и заслуживает более подробного рассмотрения.
Когда стоит чистить нейтрализатор?
Агрегат, внешне похожий на бачок резонатора, представляет собой емкость с двумя присоединительными патрубками. Внутри находятся мелкие керамические соты, покрытые каталитическим слоем на основе благородных металлов (отсюда и высокая цена запчасти). Отработанные дымовые газы засоряют ячейки сажей и нагаром, постепенно делая нейтрализатор непроходимым.
Чистка либо промывка катализатора даст положительный результат и продлит ресурс элемента в таких случаях:
- Если процедура выполняется в качестве профилактики, задолго до возникновения проблемы.
- Когда соты не повреждены и просто забиты сажей (начальная стадия износа элемента).
- Если керамическая структура не оплавлена вследствие применения этилированного бензина.
В остальных случаях нейтрализатор в автомобиле придется менять на новый либо устанавливать более дешевый пламегаситель плюс эмулятор корректной работы лямбда – зонда.
Засорение проходного сечения элемента характеризуется следующими признаками:
- двигатель заметно теряет в мощности, разгон становится вялым;
- потребление горючего, наоборот, возрастает;
- затрудненный пуск мотора;
- беспричинная остановка двигателя на холостом ходу.
В автомобиле, оснащенном двумя лямбда – зондами, о возникшей проблеме сигнализирует индикатор Check Engine на приборной панели водителя. Электроника фиксирует снижение производительности нейтрализатора и выдает соответствующую ошибку.
Для достоверности можно воспользоваться персональным ODB-2 автосканером. К примеру, можем посоветовать модель корейского производства Scan Tool Pro Black Edition.
На проблему с нейтрализатором укажут следующие ошибки: P0430, P0420. Также с помощью данного автосканера в режиме реального времени можно отследить показания с обоих лямба-зонд, других датчиков и многое другое. Сканер совместим с большинством автомобилей начиная с 1993 года выпуска и достаточно прост в использовании. В умелых руках данное устройство сможет заменить полноценную диагностику на СТО и сэкономить денежные средства на его посещении.
Для успешной очистки катализатора важно поймать момент, когда керамическая начинка еще не успела прийти в негодность. Отсюда рекомендация – лучше промыть элемент заранее, не дожидаясь тревожных сигналов. Процедура потребует минимум усилий и финансовых затрат со стороны хозяина авто.
Способы очистки и применяемые средства
Автолюбителями и мастерами станций технического обслуживания практикуется 3 способа очищения катализатора от масляного нагара и сажи:
- Профилактическая чистка моющим средством производится на пробеге 70–100 тыс. км без снятия с автомобиля.
- Механическая очистка.
- Многократная промывка.
Последние 2 варианта подразумевают демонтаж и частичную разборку нейтрализатора.
Для профилактического обслуживания катализаторов в продаже имеются специальные жидкости типа Hi-Gear HG3270. Средство просто выливается из флакона в топливный бак, дальше авто эксплуатируется в прежнем режиме. Удаленная из агрегата сажа вылетает наружу вместе с выхлопными газами.
Для механической чистки надо располагать компрессором и подготовить мелкую наждачную бумагу. Метод нельзя назвать удачным, поскольку удаляются лишь наружные загрязнения, в глубине керамических сот часть нагара остается.
Часто используемое химическое средство для очистки снятого нейтрализатора – аэрозольная жидкость типа ABRO, применяемая для промывки карбюраторов.
Проверено практикой, что вреда дорогому каталитическому покрытию жидкость не наносит. Иногда на собственный страх и риск автолюбители пользуются керосином, этанолом и другой химией, но подобные народные средства лучше не применять. Неизвестно, как они воздействуют на дорогостоящий элемент конкретного автомобиля.
Инструкция по обслуживанию
Профилактическая промывка катализатора средством Hi-Gear и ему подобным производится путем опорожнения флакона прямо в бензобак непосредственно перед заправкой машины. Больше никаких действий со стороны автолюбителя не требуется – в процессе езды керамические соты элемента очищаются самостоятельно, грязь вылетает через выхлопной тракт.
Чтобы своими руками очистить либо промыть порядком забившийся нейтрализатор, его придется демонтировать. Загоните машину на смотровую канаву, отключите в автомобиле лямбда – зонды и открутите хомуты, удерживающие агрегат на выхлопной трубе или выпускном коллекторе. Дальше действуйте по такому алгоритму:
- Тщательно продуйте катализатор компрессором с обеих сторон, накачав давление 7–9 Бар.
- Заполните керамические соты аэрозольной пеной ABRO для промывки карбюраторов. Средство заливайте через оба патрубка.
- Заверните нейтрализатор ветошью и выждите 20 минут.
- Хорошенько промойте внутреннюю сетку элемента под напором горячей воды и продуйте компрессором.
- Повторите операцию еще раз, просушите катализатор и убедитесь, что керамические соты просматриваются насквозь. Установите агрегат обратно на автомобиль.
Примечание. В некоторых моделях авто лямбда – зонд установлен прямо в корпусе нейтрализующего элемента. Перед промывкой датчики следует выкрутить и удалить с них сажу механическим способом.
Если почистить катализатор аэрозольной пеной не удалось, терять вам больше нечего. Замочите элемент в керосине или солярке и оставьте на 12–24 часа. Для верности солярку можно разбавить небольшим количеством ацетона либо растворителя 646 (соотношение примерно 4:1). Спустя сутки выполните процедуру чистки аэрозольным средством, как описывается выше.
Механическая очистка производится мелкой наждачной бумагой с периодической продувкой компрессором. Внешние сеточки очищаются аккуратно, с небольшим нажатием, чтобы хрупкая керамика не треснула. Удалить нагар с внутренних полостей данным способом не удастся.
Нередко автолюбители вместо промывки пробивают загрязнившиеся соты насквозь металлическим предметом, чтобы освободить проход дымовым газам. Подобные крайние меры допустимо использовать лишь в одном случае – вы перепробовали все средства промывки и не добились успеха.
Обратите внимание: езда с пробитым катализатором не только наносит вред окружающей среде, но и бьет вас по карману: лямбда – зонд «видит» неочищенные выхлопные газы, а контроллер переключается на аварийный режим с повышенным расходом топлива. Чтобы решить проблему, нужно ставить «обманку» кислородного датчика, что ведет к дополнительным затратам.
Источник