Для содержания дорог в зимний период наиболее эффективным средством является автогрейдер
Смотрите на сайте:
Автогрейдер используется на самых разнообразных работах в строительстве, ремонте и содержании дорог и аэродромов. При производстве земляных работ одним из основных видов работ является профилирование и планировка поверхности земляного полотна, устройство дренажной системы.Земляные сооружения подобного профиля осуществляются с помощью грейдерного отвала. Для устройства откоса кювета подвесная рама с отвалом выносится гидроцилиндрами вбок, разворачивается вниз и устанавливается в соответствии с заданной крутизной откоса и его глубиной. Для образования треугольного и трапециидального сечения кюветов на нижний конец грейдерного отвала прикрепляются откосники соответствующего профиля.
Для профилирования откосов насыпи подвесная рама с грейдерным отвалом выносится вбок за пределы колеи, разворачивается вверх и устанавливается под заданным углом. На легких песчаных грунтах это может быть пологий угол. Автогрейдер перемещается крабом. Вынос отвала за колею достигает: у машин фирмы Caterpillar от 2,9 м до 3,4 м., Komatsu — от 2 м. До 2,4 м., Fiat-Hitachi — от 1,7 м до 2,7 м., Volvo — до 3 м; у отечественных машин, выпускаемых АООТ «Брянский Арсенал», АО «Орловский завод дорожных машин», Челябинский завод дорожно-строительных машин (ЧЗК) — до 2 м.
У прочных грунтов угол заложения откоса высокой насыпи может приближаться к 90° и механизм подвески отвала автогрейдера обеспечивает такую возможность
Профилирование проезжей части дороги осуществляется из материала, разложенного валиком вдоль откосов кювета, путем перемещения его грейдерным отвалом с большим углом захвата в направлении к оси дороги. При этом должен соблюдаться установленный в проекте поперечный угол дороги (примерно 3%). Такие же жесткие требования устанавливаются к поддержанию наибольшего значения продольного уклона (30-..60%о) на трудных участках пересеченной местности дорог 1-4 категории. Для эффективной реализации требований СНиП в части достижения указанных значений уклонов ряд строительных организаций используют приборы автоматического управления различных фирм.
Фирма Tumble предлагает комплектовать приобретаемую технику приборами автоматического управления Blade Pro (разработка Spectra Precision ) для проведения планировочных работ, которые позволяют контролировать точность операций по перемещению и разравниванию грунта толщиной слоя до 5 мм. Приборы Btade Pro созданы на базе двух различных физических явлений и эффективно работают в любых климатических условиях в любое время суток. Использование этих приборов уменьшает число проходов автогрейдера при планировочных работах на 50% по сравнению с ручным управлением.
Первая система Sonic Tracer использует приборы контроля, принцип действия которых основан на ультразвуковом излучении. Они устанавливаются на основном отвале и фиксируют текущее значение высоты подъема отвала машины относительно копирной линии, бордюрного камня, поверхности предыдущего рабочего прохода, проложенного полотна дороги и т.п. Кроме того на подвесной раме монтируются датчики продольного и поперечного уклонов. Далее по известной схеме вырабатывается управляющий сигнал рассогласования, который подается к электромагнитным гидрораспределителям управления штоками гидроцилиндров подвесной рамы. Точность установки рабочего оборудования в продольном и поперечном направлении составляет 0,01%.
Вторая система Laser Tracer использует приборы, принцип действия которых основан на световом излучении. Излучатель создает необходимую опорную световую плоскость и является датчиком высоты. Он установлен на треноге в стороне от автогрейдера. Источником питания излучателя служит аккумуляторная батарея, обеспечивающая его непрерывную работу в течение 30 часов. Фотоприемные устройства (ФПУ) устанавливаются на штанге и крепятся к обоим концам основного отвала с помощью амортизирующей подвески. Преобразованный луч лазерного излучателя в ФПУ в электрический сигнал поступает в блок логического устройства; вырабатывается сигнал рассогласования, который поступает к электромагнитным гидрораспределителям управления перемещением штоков гидроцилиндров.
Установленный в кабине машины дисплей фиксирует все изменения в системе управления, допуская тем самым вмешательство оператора в работу автоматики с рабочего места оператора.
При ремонте дорог автогрейдер подсыпает и планирует полотно и обочины, зачищает откосы и прочищает кюветы и водоотводные канавы, киркует старый слой покрытий улучшенных дорог. Для этого требуется использование дополнительных навесных рабочих органов, которые поставляются по заказу. Это приводит в свою очередь к установке дополнительного гидрооборудования и использованию шин различной ширины и профиля для обеспечения требуемых дополнительных тяговых усилий машины. Так, например, фирма Caterpillar рекомендует восемь комплектов сменных шин (по шесть шин в комплекте) при использовании различного дополнительного навесного оборудования. У отечественного автогрейдера ДЗ-98В ЧЗК — три комплекта шин.
Бульдозерный отвал относится к числу наиболее распространенных дополнительных рабочих органов, который предлагается почти всеми производителями данного типа техники, кроме фирм Caterpillar и Komatsu. Бульдозерный отвал неповоротного типа крепится к лобовой плите автогрейдера с помощью параллелограммной подвески, обеспечивая грубое (предварительное) планирование местности в условиях бездорожья, распределения насыпанного материала при сооружении насыпей и прочих работах. Ширина захвата бульдозерным отвалом у автогрейдеров различных фирм в зависимости от тяговых возможностей машины может составлять от 2,5 м до 3,2 м- при максимальном заглублении в грунт 165 мм. У автогрейдера ДЗ-180А ОАО «Брянский Арсенал» на лобовую плиту монтируется бульдозерный отвал, с параллелограммной подвеской. Длина отвала 2475 мм, высота отвала 840 мм, максимальное вертикальное давление на режущую кромку отвала 30 кН.
АО «Орловский завод дорожных машин» предлагает потребителям модель среднего класса ДЗ-122Б, которая оборудована в задней части машины на основной раме рыхлителем, а в передней — бульдозерным отвалом.При ремонте и содержании дорог бульдозерный отвал может использоваться для уборки строительного мусора.
Кирковщик применяется для выполнения работ по разрыхлению твердых и мерзлых грунтов, которые невозможно разработать грейдерным отвалом, а также для вскрытия при ремонте изношенных щебеночных или асфальтобетонных покрытий. Различают три варианта расположения кирковщика на автогрейдере: перед передним мостом, за передним мостом, в задней части машины. Первый вариант обычно используется для ведения легких работ ввиду недостаточной сцепной массы. Кроме того, при такой установке затруднительно наблюдение за процессом рыхления с кабины машиниста. Переднее расположение кирковщика применяется у машин фирмы Fiat-Hitachi и ДЗ-98В ЧЗК. Кирковщик подвешивается к лобовой плите автогрейдера и оснащается, как правило, пятью зубьями с шириной захвата до 1,2 м и заглублением до 300 мм. По спецзаказу для уменьшения величины при рыхлении фракций материала фирма Fiat-Hitachi может поставлять кирковщик с одиннадцатью зубьями при прежней ширине захвата.
Установка кирковщика за передним мостом перед грейдерным отвалом имеет преимущества в сравнении с предыдущим вариантом: улучшается наблюдение за процессом рыхления и повышаются возможности рыхления более прочных материалов. Недостатки состоят в создании помех установке грейдерного отвала в нужном положении и перемещению материала вдоль отвала. Такое расположение кирковщика применяется у фирм Caterpillar и Komatsu. У кирковщиков устанавливается одиннадцать зубьев, ширина рыхления находится в пределах 1,2. 1,3 м, а максиальная глубина рыхления достигает 300 мм.
Благодаря высоким сцепным свойствам тандема задних ведущих колес, кирковщик-рыхлитель, монтируемый на автогрейдер в задней части, обеспечивает максимальные возможности по рыхлению грунта.
Кроме того, такая установка кирковщика-рыхлителя обеспечивает хорошее наблюдение за рабочим процессом с места машиниста.
Зубья рыхлителя используются для рыхления на большую глубину (у зарубежных машин в зависимости от типоразмера в пределах 300. 480 мм, у отечественных 250. 260 мм), а зубья кирковщика — для выполнения легких работ, когда требуется максимальная ширина рыхления поверхности (до 2,1. 2,3 м). Такая комбинированная система рыхлительного органа используется в большинстве моделей фирм Caterpillar и Fiat-Hitachi.
Остальные производители монтируют сзади машины подвеску с зубьями рыхлителя. Число зубьев рыхлителя колеблется от 3 до 7 штук. В комбинированных системах число зубьев рыхлителя то же — от 3 до 7 штук, а число зубьев кирковщика может быть до 9 штук.В конструкции автогрейдера ДЗ-180А предусмотрена возможность комплектования трехстоечным рыхлителем-кирковщиком заднего расположения. Стандартный вариант рыхлителя — трехстоечный, с возможностью установки двух дополнительных стоек. Ширина полосы рыхления 1300 мм, глубина рыхления не более 250 мм, максимальное вертикальное давление на зубья 60 кН.
Для содержания дорог в зимний период наиболее эффективным средством является автогрейдер. Для расчистки дорог от снега в районах с небольшой толщиной снежного покрова относительно слабо пересеченным рельефом местности, которые не подвержены снежным заносам, используется стандартный грейдерный отвал. Отвал повернут в плане так, чтобы обеспечить удаление снега с полотна дороги на обочину на максимально возможной скорости движения по условиям сцепления колес с дорогой. Дополнительно, для повышения эффективности при работе в зимних условиях автогрейдеры практически всех основных фирм-изготовителей могут по заявкам покупателей комплектоваться различным навесным оборудованием.
В качестве ориентира для выбора рабочего оборудования, соответствующего конкретным работам по содержанию дорог и аэродромов в зимний период, производители рекомендуют использовать следующие технические средства оснастки:
Боковой снегоочиститель — является распространенным средством для расчистки дорог от снега. Он представляет собой отвал, который обычно крепится к правой стороне машины (может крепиться и с обеих сторон машины). Форма бокового снегоочистителя обеспечивает перемещение снега вверх и выброс его за пределы очищенной поверхности. При работе можно использовать комбинации отвал – боковой снегоочиститель. При этом они должны иметь один и тот же угол захвата для обеспечения быстрого перемещения снега. Боковой снегоочиститель может использоваться для удаления снега с поверхности дороги в качестве удлинителя отвала автогрейдера, производить послойное удаление снега и расчистку снежного откоса, перемещать снег боковым снегоочистителем вниз по откосу. Боковой снегоочиститель (выносной отвал) выпускается длиной 3,6 и 4,2 м и массой примерно 1,5 т. Боковой снегоочиститель может монтироваться за плужным снегоочистителем, что обеспечивает хорошую обзорность и уменьшает нагрузки на задние колеса.
V-образный дорожный плуг монтируется на передней раме машины с помощью быстро-съемного подъемного устройства. Плуг отбрасывает снег в обе стороны дороги. Он может использоваться для устройства проходов в глубоком снегу и использоваться отдельно или вместе с боковым снегоочистителем и отвалом автогрейдера. Плуг оборудован полозковым башмаком, который повышает эффективность плуга и обеспечивает при соответствующей регулировке удаление максимально возможного количество снега с аэродрома или дороги. V-образный дорожный плуг (двухотвальный плужный снегоочиститель) выпускается в различных модификациях в зависимости от типоразмера автогрейдера с шириной захвата З. 3,7 м. и массой до 1 т. Такое оборудование выпускает фирма Balderson (США) для оснащения автогрейдеров Caterpillar. Фирма Volvo применяет одноотвальный плужный отвал.
Реверсируемый плуг крепится на передней раме машины. Реверсирование плуга осуществляется гидроприводом. Плуг может быть использован для выполнения как легких бульдозерных работ, так и для расчистки дорог от снега. Для расчистки дорог с небольшой толщиной снежного покрова используется односторонний плуг.
Ледорез может устанавливаться на стойке крепления переднего кирковщика, заднего рыхлителя. Ледорез очищает поверхность ото льда и утрамбованного снега за один проход.
При работе в зимний период наблюдается ограниченное сцепление колес с дорогой, что требует использование цепей противоскольжения. Цепи противоскольжения используются на задних ведущих колесах,но могут быть использованы и на передних колесах полноприводных машин. Имеется несколько типов цепей, отличающихся друг от друга и предназначенных для использования в конкретных условиях. При использовании цепей автогрейдер должен двигаться со скоростью, не превышающей 10-12 км/ч. Цепи противоскольжения быстро зарываются в снег при его удалении и могут вызвать повреждения верхнего слоя покрытия при пробуксовке.
Для летнего содержания дорог машины могут комплектоваться подметальными щетками. Для ухода за грунтовыми дорогами используется задний подгребающий отвал в сочетании с передним бульдозерным отвалом.
Данный тип техники можно комплектовать различным навесным оборудованием (фронтальным погрузчиком, уплотняющей плитой, задненавесным экскаватором, разбрызгивателями и т.д.), что может представлять чисто технический интерес, а с практической точки зрения и экономически быть весьма спорно и часто не оправдано.
Экономическая целесообразность и достаточность основного и дополнительного оборудования автогрейдеров на сегодняшний день определена четко и включает примерно однотипный набор для всех фирм-изготовителей. Диапазон работ может ограничиваться только квалификацией и опытом оператора.
Источник
Кто на самом деле должен убирать снежные валы после грейдера
Жители Карпинска недовольны тем, как в этом году коммунальные службы занимаются расчисткой снега. Одни жалуются на то, что после работы грейдера остаются снежные валы у подъездов к домам, которые «никто не убирает». Другие недовольны тем, что снег, который должен вывозиться за пределы города, сваливается в сточные канавы. Директор УКХ прояснил ситуацию.
Уборка снежных валов на въездах во дворы многоквартирных домов и на подъездах к частным домам – это два разных момента, на которые власти дают два разных ответа.
17 января подписчик группы газеты «Вечерний Карпинск» в соцсети «ВКонтакте» Роман Бридель опубликовал видео, на котором видно, что въезд во двор дома №12 на улице Лесопильной завален снежной грядой. Мужчина недоумевал, почему въезд во двор многоквартирного дома должны чистить жители.
Директор МКУ «Управление коммунального хозяйства» Максим Пузачев пояснил «Вечернему Карпинску», что снежные валы на въездах к многоквартирным домам должны ликвидироваться одновременно с расчисткой проезжей части улицы. Этой работой занимается подрядчик, с которым УКХ заключило муниципальный контракт.
Сегодня уборкой валов на въездах во дворы, а также на перекрестках и остановках пассажирского транспорта занимается ИП Яковенко, которая получила на эти цели из местного бюджета полтора миллиона рублей. В середине января мэр Андрей Клопов высказывал коллегам недовольство работой подрядчика. Однако 3 февраля редакция получила от директора УКХ ответ, в котором Максим Пузачев сообщает, что «подрядчик, который занимается зимним содержанием автомобильных дорог, выполняет работы, четко предписанные условиями муниципального контракта, и вполне справляется со своими обязательствами. Существенных нареканий в его адрес МКУ «УКХ» не имеет».
Итак, снежные валы, блокирующие въезд во двор многоквартирного дома, должны убирать коммунальные службы. Если подрядчик не выполнил эту работу, а контролирующее его УКХ об этом не знает – позвоните по телефону: 9-00-99 и укажите о проблеме. Сотрудники УКХ должны принять меры.
Дело рук утопающего
Часть обращений по поводу неубранных снежных валов поступила в редакцию от жителей частного сектора. Общая суть недовольства была та же: грейдер прочистил дорогу и забаррикадировал снежным валом подъезд к частному дому.
Мужчина говорит, что такую работу осилит не каждый здоровый человек, а ему, инвалиду, который с трудом передвигается по дому, это сделать совсем нереально. Горожане поддержали Владимира и также поделились, что проблема со снежными валами у частных домов действительно есть и с этим «никто ничего не делает».
На вопрос о том, кто же все-таки должен убирать от частных домов валы, которые нагородил грейдер, директор УКХ отвечает: «Выезды от частных домов от снега расчищают сами собственники. Так и поступает большинство сознательных горожан. Большие навалы снега подрядчик сдвигает сам. По просьбе пожилых людей подрядчик также идет им навстречу».
И вновь подытожим. Убирать снежные валы у частных домов должны сами горожане, собственники домов. Коммунальные службы этим заниматься не будут. Несогласным остается принять это как данность.
Складирование в канавах
Еще одно негодование по поводу уборки снега озвучил карпинец Виктор Андреевич, который живет в частном секторе в северной части города. Мужчина обратил внимание на то, что весь очищенный с дороги снег складируется в сточных канавах.
На это обратили внимание и другие жители города. По словам Максима Пузачева, снег сдвигается в канавы ради безопасности дорожного движения:
«В течение зимы в результате проведения многократных работ по снегоочистке городских улиц происходит нарастание снежных валов и заужение проезжей части дорог. С точки зрения безопасности дорожного движения это создает угрозу для жизни и здоровья участников движения – как водителей, так и пешеходов. С этой целью производятся работы по сдвиганию снежных валов за пределы дороги», – сообщил он.
Что касается опасений Виктора Андреевича по поводу весеннего затопления талой водой, Максим Михайлович уверен: «Весной, в процессе таяния снега, образовавшаяся вода ПОСТЕПЕННО уходит по водоотводным канавам».
Впрочем, директор УКХ признает, что если бы снег вывозился за пределы города, было бы лучше, но денег на такую работу в местном бюджете не заложено: «К сожалению, у нас на это нет финансовой возможности».
«Вышел и убрал. Ничего страшного в этом нет»
Глава города Андрей Клопов высказался по поводу уборки снежных валов, которые остаются на подъездах к частным домам после работы грейдера. Он сказал, что людям нельзя относиться к этой проблеме так «потребительски» и согласно правилам, установленным на территории нашего городского округа, валы возле частных домов люди должны разгребать самостоятельно. «И ничего в этом страшного и критичного нет, когда человек вышел и убрал, если ему это необходимо», — высказался мэр.
Полную его цитату мы уже публиковали и под данным постом собралось довольно много разных мнений. Ниже приводим некоторые из них:
Alexey Kir’yanenko: «В связи с правилами благоустройства жители домов частного сектора обязаны сами обеспечивать порядок на своей территории. Хорошо. Люди вышли утром, вечером, почистили снег у своего дома, при этом сделав себе подъезд к дому. А потом проехался грейдер и все это завалил. Слово «чистить» в русском языке означает удалять грязь, освобождать от ненужного содержимого, убирать. А в нашем случае снег не убран, просто передвинут с проезжей части на пешеходную, парковочную, частную зону. Дорогие жители частного сектора, по совету нашего умного мэра возьмите лопаты и почистите так же, как чистит снегоуборочная техника. Возьмите и перевалите снег обратно на проезжую часть. Нельзя? А почему им можно таким образом складировать снег и грязь к жителям частных домов? Отдельный вопрос к водителям грейдеров и тракторов, которые вот так чистят, вы сами в городе не живете, на личном авто не передвигаетесь, почему такое наплевательское отношение?»
Ольга Шутова: «Ну хорошо, предположим, я сама уберу валы, но, товарищи дорогие, выше в заметке пишется, что почищен частный сектор, а как? Опять заречная часть, по маршруту автобуса, а дальше?! Калинина до конца тоже лопатами почистить? Раньше вот не чистили, а теперь прям чистят. Так еще написано так, в ноги что ли поклониться, ой, спасибо вам! Работу делать свою до конца нужно. По-любому же отчитались – заречка почищена».
Светлана Константиновна: «Одно дело убрать просто после грейдера, а другое, когда эти снежные валуны с проезда к тебе сдвинули и убирай эту кучу!»
Николай Запольский: «Тут как-то не спалось на днях, слышу часа в два ночи – грейдеры едут. Думаю, выйду, попрошу, чтобы проезд прочистили. Вышел, смотрю, погрузчик за грейдером едет, машу ему, мол, сгреби, а он ноль эмоций, только газу поддал. Ладно, думаю, постою, подожду, когда обратно поедете. Развернулись, первым тракторишка едет, махнул ему, и, о чудо, без лишних вопросов прочистил проезд к дому, за что хочу ему сказать человеческое спасибо».
Александр Шаравьев: «Частный сектор мэр, понятно, свалил на граждан, вроде твой дом сам и убирай снег, освобождая проезды. Но в городе-то тоже ездить невозможно: одни горы снега, чтобы выехать из двора, надо извертеться, все стоянки в городе – сплошной сугроб».
Егор Шутов: «Так было всегда. Не понимаю, с чего взяли, что тракторы должны убирать, которые чистят перекрестки».
Источник