Как чистят зубы зайцы
Тема: Здоровье ребенка. Белоснежная улыбка
Цель: объяснить детям необходимость выполнения гигиенической процедуры — чистки зубов. Научить правильно чистить зубы. Формировать привычку ежедневно чистить зубы.
o Занятие «Учимся чистить зубы»
1) в доступной детям форме объяснить пользу молочных и овощных продуктов, вред сладостей, необходимость ежедневной зарядки, выполнение гигиенических процедур, в том числе – чистки зубов;
2) научить детей чистить зубы со всех сторон вертикальными и горизонтальными движениями.
Предварительная работа: разучивание чистоговорок, беседы на тему «Овощи, фрукты», чтение «Африканской сказки», дидактическая игра «Накормим куклу», сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Материал: Игрушка — Бегемот, зубные щетки и стаканчик у каждого, зубная паста, картинки овощей, фруктов, сладостей, модель зубов.
Стук в дверь. Входит медсестра с игрушкой-Бегемотиком.
– Я получил ваше приглашение, узнал, что вы хотите научиться чистить зубы?
– Зачем надо чистить зубы? (Чтобы они были чистыми и не болели). Что надо еще делать, чтобы не болели зубы? Что надо есть?
Игра. Предложить детям отобрать картинки с изображением того, что полезно для зубов, а что вредно.
– У меня есть друг Зайка. Он мне подарил сказку, которая называется «Почему у зайцев здоровые зубы?». Ее написала Ирина Рахманинова. Хотите послушать? Слушайте внимательно.
o Чтение воспитателем сказки И. Рахманиновой «Почему у зайцев здоровые зубы?».
Под малиновым кустом зайцы выстроили дом.
В этом доме поселились, жили дружно, веселились.
Да и что им не смеяться, не плясать, не кувыркаться –
Ведь у маленьких зайчат зубы вовсе не болят.
Почему же не болят зубы маленьких зайчат?
Мы, малыш, тебе ответим и совет дадим всем детям:
Делайте, как зайчики, девочки и мальчики!
Утром встаньте у кроватки, быстро сделайте зарядку
После — тщательно умыться и за стол скорей садиться.
А позавтракав, зайчата — эти славные ребята,
Непременно чистят зубы щеткой с пастой 3 минутки.
После в школу все бегут, в перерыв в буфет идут.
Но не купят там конфет и пирожных тоже нет.
Сахар сладкий не грызут — зайцы зубы берегут!
Яблоки и груши любят зайцы кушать
И морковку вкусную, и капусту хрустную.
И, конечно, молоко, молоко коровье
Ведь известно всем, что в нем — сила и здоровье.
После школы всей гурьбой возвращаются домой.
Дома ждет обед их вкусный: щи со свежею капустой.
Зайцы быстро все съедят и умыться захотят.
Рот водичкой сполоснут, с мамой в лес гулять пойдут.
Погуляв, они вернуться и уроками займутся.
А приходит время спать — чистят зубы все опять.
Ровно 3 минутки чистят зайцы зубки.
И ложась в кроватку, не берут в рот лапку.
Долго не болтают — сразу засыпают.
Вы попробуйте, ребята, делать так же, как зайчата.
И зубная боль тогда вас покинет навсегда.
Беседа по прочитанному
– Что делают зайки по утрам? (зарядку).
– Здоровые зубы бывают только у здоровых и крепких детей. Поэтому каждый день надо делать зарядку.
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
– Кто запомнил, что еще делают утром зайки? (умываются, чистят зубы).
– Сколько минут чистят зайцы зубки? (3 минутки)
– Что делают зайцы после обеда? (рот водичкой споласкивают)
– А что любят зайцы? Что полезно? (яблоки и груши, морковь и капусту, молоко)
– А сахар и конфеты зайцы любят? (нет)
– Правильно. Зайцы зубы берегут.
– А вы хотите научиться чистить зубы? Сейчас я вас научу.
Медсестра с помощью игрушки обучает чистке зубов. Дети берут свои зубные щетки и повторяют за ней.
– Будем чистить зубы, как я.
– Верхние зубы щетка чистит так, как будто спрыгивает со ступенек сверху вниз (ставит щетку под углом 45° к передней поверхности верхних передних зубов, чуть захватывая десну, и проделывает ею движения сверху вниз, слегка поворачивая щетку, как бы сметая налет в сторону края зуба). Все делайте, как я показываю. (Наблюдает за движениями детей, поправляет их).
– Нижние зубы щеточка чистит так, как будто поднимается по лесенке снизу вверх. Сделайте все, как я. Ставим щетку на нижние зубы с захватом десен под углом 45° к передней поверхности передних зубов и, слегка поворачивая ее, делаем движение к краю зуба, как бы сметая в этом направлении налет. Начинаем чистить верхние, а потом нижние зубы.
– А теперь щеточка научит нас чистить зубы, которыми мы жуем. Откройте рот, поставьте щеточку на зубы которые далеко и водите щеточкой от дальних зубов к середине.
Дети идут в умывальную (по 2 ребенка у каждой раковины).
Объясняется последовательность действий.
1. Хорошо вымыть руки.
2. Сполоснуть щетку.
3. Взять немного пасты из тюбика.
4. Затем чистим зубы: передние и дальние.
5. Хорошо прополоскать рот, щетку и поставить ее в свой стаканчик головкой вверх, а потом умыть лицо.
– Бегемотик рад, что мы так хорошо запомнили то, чему научила нас щеточка. Если хорошо чистить зубы каждый день утром и вечером, то они будут чистыми и никакие микробы им не страшны.
– Что нужно есть и как важно чистить зубы, вы сейчас расскажете об этом.
Чтобы зубы не болели.
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку –
Вот вам детки наш совет.
(или . ешьте овощи и фрукты. )
Зайка, серенький косой
Ешь чеснок и лук ты,
Кушай овощи и фрукты
Полощи свой рот росой.
Чистим зубы дважды в сутки,
Чистим долго: три минутки,
Щеткой чистой, не лохматой,
Пастой вкусной, ароматной.
Чистим щеткой вверх и вниз –
Ну, микробы, берегись!
Чтобы зубы не болели,
Знают дети, знают звери:
Каждый должен дважды в год
Показать врачу свой рот.
Чтобы зубы не болели,
Надо, чтоб мы их жалели,
Если белка непоседа
Звонко щелкает орешки,
Может белка в час обеда
Зуб сломать однажды в спешке.
Всем девчонкам и мальчишкам
Надо брать пример с зайчишки:
Репка, яблоко, морковка –
Детским зубкам тренировка.
Рано утром в магазины
Чтобы зубы не болели
Надо чтобы их дети ели.
Все хорошие ребята,
Чистят зубы аккуратно
Все ребята сели в ряд,
Фрукты, овощи едят.
Витаминов много в них,
Очень нужных для ребят.
Жил бобер в норе у речки,
Умываться он любил,
Утром, делая зарядку,
На прогулку выходил.
Умывался он раненько,
Зубы чистил, уши тер,
Самым чистым и прилежным
Был в лесу лесной бобер.
o Выучить песню М.Л. Лазарева «Зубы, зубы» [24, 253]
Припев: Зубы, зубы, зубы, ой!
Зубы, зубы, зубы, ай! (2 раза)
Зубы, зубы, зубы сохраняй.
1. Если б зубы вдруг могли говорить,
То они б нас начали учить:
«Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши,
И снаружи, и внутри нас почеши».
А потом бы, потом
Зубы пошли бы к врачу.
И сказал бы врач:
А потом бы, потом,
Улыбаясь всем ртом,
К ужину как раз
возвратились в дом.
2. Если б зубы вдруг пошли бы в магазин,
То они б купили пасту «Поморин»,
И еще б купили щетку побелей
С мягкой, ровною щетинкою на ней.
А потом бы, потом
Зубы пошли бы к врачу.
И сказал бы врач:
А потом бы, потом
Улыбаясь всем ртом,
К ужину как раз
Возвратились в дом.
Зубы, зубы, зубы, ой!
Зубы, зубы, зубы, ай!
Зубы, зубы, зубы сохраняй.
Зубы, зубы, зубы, ай!
Зубы, зубы, зубы, ой!
Зубы, зубы, зубы все со мной!
o Чтение сказки К. Чуковского «Айболит»
Изобразить акулят с больными зубами. Обратить внимание на то, как плохо, когда болят зубы.
o Игра «Можно — нельзя»
Перед детьми лежат различные предметы. Необходимо выбрать предметы индивидуального и общего пользования.
o «Выбери необходимую» . Из 3-х щеток разного размера выбрать необходимую.
o Дидактическая игра «Уложи куклу спать» .
Задачи: Вырабатывать привычку ежедневно чистить зубы перед сном, засыпать в правильном положении, формировать представление о вредной привычке держать пальцы во рту.
1. Разучивание сказки И. Рахманиновой «Почему у зайца здоровые зубы».
Кукла забыла перед сном почистить зубы – дети напоминают ей о том, что это обязательно надо сделать.
Дети (воспитатель) укладывают куклу спать и говорят о том, что надо лечь на спину; пальцы в рот брать нельзя, а то зубы будут некрасивыми. Во время сна куклы дети следят за тем, чтобы она не брала в рот пальцы.
Кукла «просит» соску. Дети (воспитатель) говорят ей о том, что она уже большая, ходит в детский сад и соску сосать не должна, а то зубы будут некрасивыми.
o Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Цель: Закреплять понятие о том, что у каждого человека, должна быть зубная щетка, которую нельзя никому давать; о том, что у детей должны быть маленькие зубные щетки; о пользе овощей и фруктов и вреде сладостей; «о сладком дне». Вырабатывать умение ежедневной правильной чистки зубов; воспитывать бережное отношение к предметам личной гигиены, игрушкам.
а) Разучивание коротких стихотворений, чистоговорок.
б) Чтение сказки Н. Рахманиновой «Почему у зайцев здоровые зубы».
в) Занятие по ИЗО (фрукты, овощи).
г) Занятие по гигиене полости рта.
д) Рассказать новой кукле о том, где и как хранить зубную щетку, как ею пользоваться.
ж) Труд. Обновление атрибутов средств личной гигиены для кукольного уголка с помощью родителей.
е) Ситуации. Занятие с игрушками «Как мы чистим зубы», (выполнение движений на куклах). Просьба «родителям» принести каждому ребенку зубную щетку. Сбор зубных щеток «воспитателем».
Цель: Побуждать подражать хорошим поступкам взрослых, воспитывать бережное отношение к игрушкам, средствам индивидуальной гигиены. Закреплять понятие об индивидуальности средств гигиены полости рта, о «сладком дне».
а) Занятие по ИЗО (фрукты, овощи).
б) Занятие по гигиене полости рта.
в) Труд. Обновление атрибутов средств личной гигиены для кукольного уголка с помощью родителей.
г) Ситуации. Обучение детей правильной чистке зубов. Покупка в магазине щеток для папы (большой), для мамы (средней) и для детей (маленькой). Создание уголка гигиены в семье. Разговор с детьми о том, что сладкое можно есть только в выходной.
Вопросы для закрепления:
Зачем человеку зубы? Что полезно для зубов, а что вредно? Зачем нужно чистить зубы и как? Когда нужно идти к зубному врачу? Как нужно вести себя в кабинете у врача?
Источник
Про Зайчонка, который очень не любил умываться
В одной лесной стране, в небольшом городочке, на солнечной полянке под высоким деревом, в уютной норке жила-была заячья Семья: Дедушка с Бабушкой, Мама с Папой, близнецы – брат и сестра и самый младший Зайчонок, совсем маленький и очень пугливый. Вы скажете, что все зайцы на свете очень пугливы, а мы вам скажем, что они очень осторожные и внимательные, все они хорошо слышат, видят, чувствуют, отлично бегают и прыгают, и благодаря этому не раз и не два удавалось им избежать смерти в лисьей или волчьей пасти, или в когтях орлов, да ястребов.
Как же им удаётся быть всегда в форме? – спросите вы. А очень просто: все зайцы следят за своим здоровьем. Они занимаются спортом, много бегают и прыгают в высоту и длину. Учатся они этому с самого раннего детства. А ещё зайчат учат правильно чистить ушки, чтобы хорошо слышать, зубки, чтобы грызть морковку. Все зайцы знают, что морковка потому оранжевого цвета, что помогает видеть красоту окружающего мира и делает глаза ясными и зоркими.
Самый маленький Зайчонок ни за что не хотел умываться, чистить ушки и зубки, и заниматься спортом.
— А-а-а! – Кричит он, — боюсь!
— Чего же ты боишься, малыш? – спрашивает Мама.
— Боюсь, что вода мокрая, щётка кусачая, а зубной порошок невкусный!
— Что же делать с тобой? – Не выдержала Мама.
— Дать подзатыльник, и поставить в угол, — рассердился Папа.
— Не давать ему вкусненького и сладенького! – Хором закричали зайчата-близнецы.
-А-а-а-а-а! – Ещё громче заплакал маленький Зайчонок, — не хочу подзатыльник, не хочу в угол, хочу вкусненького, сладенького-о-о-о!
Смотрели-смотрели Дедушка с Бабушкой на своего маленького внука, о чём-то пошептались между собой и говорят:
— Идём, малыш, мы хотим тебе кое-что показать.
— А это не страшно? – Перестал плакать маленький Зайчонок.
— Нет, — отвечает Бабушка.
— А это не больно? – Зайчонок вытер лапками слёзки.
— Нет, — ответил Дедушка.
Они взяли внука за лапки и вышли из дома, успев подмигнуть Родителям и близнецам-зайчатам, чтобы они не волновались.
— Куда же они пошли? – одновременно воскликнули зайчата-близнецы.
А вот куда. На краю опушки, в тёмной сырой норе жил почти глухой и слепой Заяц, двигался он еле-еле, потому что давно не выходил из норы. Добрые соседи приносили ему еду, ведь в заячьей стране не принято оставлять слабых в беде, если можно им помочь.
Дедушка и Бабушка постучали в перекосившуюся дверь. Через какое-то время послышались шаги и прозвучал дребезжащий голос:
— Кто-там?
— Мы, твои друзья детства, пришли к тебе в гости с нашим младшеньким внучком.-
Старый Заяц хоть и был глуховат, но узнал голос друзей. В замке повернулся ключ, и дверь со скрипом отворилась.
— Как же я рад, что вы вспомнили обо мне и решили навестить. Входите!
Внутри норы неприятно пахло, было темно, а по углам висела паутина. Маленький Зайчонок очень удивился: как можно так жить, когда кругом безпорядок и грязь, и даже постель не заправлена?
Старый Заяц суетился, не зная, куда усадить и чем угостить гостей. Он нашёл старые конфеты, старое печенье, подсохший кусок пирога и засахаренное варенье, выложил уложил всё на тарелку с отбитым краешком, и поставил на стол, покрытой давно нестиранной скатертью.
Гости поблагодарили хозяина и отказались от угощения, ведь они только что из дому и принесли Старому Зайцу гостинцев: ягодок спелых, зелени свежей, пирожков с капустой и шпинатом, и баночку черничного варенья.
— Вот порадовали старика! Всё это мне как раз по зубам, которых у меня осталось всего несколько штук. – Сказал Старый Заяц, принимая дары.
— Старый Заяц, а куда подевались твои остальные зубы? – Удивлённо спросил Зайчонок.
— Ах, малыш, когда я был маленьким, мама и папа учили меня после еды чистить зубы, по утрам и вечерам мыть лапки и мордочку, а я очень не любил это делать.
«Ты почистил зубы?» – спрашивала меня мама. «Да,»- обманывал я её. «Ты почистил ушки и вымыл чисто лапки?» – спрашивал меня папа. «Конечно,»- врал я снова. Эх, если бы я знал, к чему это приведёт, я бы ни за что не стал так делать! – горестно вздохнул Старый Заяц.
— А что же случилось? -Зайчонку стало очень интересно.
— А случилось вот что: я не чистил зубы, и они стали болеть так сильно, что я не мог есть морковку, грызть орешки и кору деревьев, всё, что нужно для того, чтобы заяц был зорким, быстрым, прыгучим и ловким. Грязная шёрстка стала клочьями вылезать, и все стали обходить меня стороной, грязные уши почти лишили меня слуха, а нечищеный нос в, конце-концов, перестал различать запахи, и я стал безпомощный, как новорождённый зайчонок. Я боялся выйти в лес, потому что хищники только и ждут, чтобы кто-нибудь замешкался, и они пообедали зачатинкой. Я пошёл к доктору, но было уже поздно, почти все зубы стали гнилыми и негодными, их пришлось удалить, а это очень больно.
С тех пор, я не выхожу из дома, и не знаю, что происходит в лесу и в нашей стране, у меня почти нет друзей, все радости остались за дверью моей норы. Если бы я мог всё вернуть, я бы умывался три раза в день, чистил зубы утром и вечером, прочищал ушки и нос, ухаживал бы за шёрсткой, мыл лапки перед едой.
— Надеюсь, что ты не такой трусишка, как я, и любишь воду, тебе нравится купаться и ухаживать за собой? – обратился Старый Заяц к малышу.
— Конечно, люблю, — тихо ответил Зайчонок и густо покраснел, потому что сказал неправду, и посмотрел на Бабушку с Дедушкой, но они в один голос подтвердили, что их маленький внук очень-очень любит умываться, купаться, чистить зубки, ушки, мыть лапки, и даже сам заправляет свою маленькую кроватку и аккуратно складывает свои игрушки и вещи в шкафчик.
— Молодец! – Похвалил Старый Заяц Зайчонка, — из тебя вырастет настоящий Заяц – смелый, быстрый, ловкий, зоркий. У тебя будет много друзей, интересная, полная радости жизнь.
Так оно и случилось, потому что с тех пор Зайчонок сам бежал с утра умываться и делать зарядку, а вечером купаться и расставлять свои игрушки и вещи по местам.
А когда он вырос, и у него появились свои зайчата, он рассказал им сказку про старого зайца, который в детстве очень не любил ухаживать за собой и обманывал маму и папу. А зайчата выросли и рассказали сказку своим детишкам, и все-все они жили долго и счастливо.
Источник