Уход за подшипниками всех типов
Подшипники — важный элемент в конструкции роликов: от них изрядно зависит, насколько будет полным удовольствие от езды на восьми колесах. Ведь именно подшипники, скрытые от глаз, обеспечивают и скорость, и ощущение полета над асфальтом. Словом, они дают то многое ( для каждого свое), к чему мы стремимся «слившись с роликами воедино».
Подшипникам достается сильнее всего: на них летит и мелкий песок с дороги, а иногда, когда дождь застает врасплох — и вода. Мелкие частицы песка попадают внутрь подшипников через зазоры в пылезащитных пластинках и вызывают износ шариков и обойм подшипника. Поэтому, если регулярно подшипы не обслуживать, то скоро они начинают греметь, а то и скрежетать. Человек с такими подшипами часто жалуется, что роллы «не едут», а друзья издалека узнают такого роллера по «шумовым эффектам».
Вода, попадая внутрь подшипника, действует иначе, но не менее пагубно: смазка впитывает влагу и уплотняется, сбивается в комочки и перестает выполнять смазывающие функции, а ведь подшипник не может долго работать «всухую». Если ничего в таком случае не предпринять, то крайне быстрая «кончина» подшипника обеспечена. На «конченых» подшипах кататься удовольствия мало. Выводы делайте сами.
Поэтому, чтобы кататься быстрее и дольше без замены подшипников, их нужно вовремя обслуживать .
Я предлагаю пару простых правил: они заведомо помогут избежать ненужных казусов.
- Чтобы хорошо и грамотно обслужить подшипники, их обязательно нужно частично разобрать .
- Очень не рекомендую по советам «бывалых»:
- пытаться промыть их не разбирая , впрыскивая в зазоры через трубочку жидкости и «супермасла» вроде «WD40», «Жидкий ключ» и прочие подобные
- просто побултыхать их в керосине, растворителе, или чем-то другом и этим ограничиться
- кипятить (варить) их в солидоле и т.п.
- вернувшись из-под дождя (всякое бывает) подшипники мало просто бросить в бензин и замачивать в нем на день-два. От этого смазка, пропитанная водой не вымывается, и несчастные подшипники так лежат в бензине и ржавеют. Когда берешь потом через два дня эти подшипники, выливаешь грязный бензин, наливаешь новый и пытаешься их прокрутить, оказывается, что из комплекта больше половины совсем не крутятся. Встали намертво. Потому там шарики приржавели к сепаратору и кольцам :((
Несмотря на такие, казалось бы, разные «попытки» помочь железкам, итог всегда один :
- песок, остатки старой смазки и прилипшая к ней грязь с песком не вымываются и новая смазка не закладывается:
- хруст и скорейший износ подшипникам обеспечены
Если учесть, что комплект новых подшипников стоит в среднем 35-80$, то стоит немного о них позаботиться. Времени это занимает совсем немного, а расходов — грамм 200-300 бензина (технического или авто-).
. В случае попадания под дождь, нужно как минимум, обильно запрыснуть внтурь подшипников WD-40 (waterdespersant-водовыталкиватель). WD-40 — газированный раствор керосина и хотя бы минимально он свяжет воду и вытечет с водой в растворе. Стоит эта штука недорого, мелкий баллон вполне можно возить и с собой.
Второе, если нет времени/не хочется сразу возиться — надо вынуть, снять крышки, или юзать подшипники без внутреннних крышек, кинуть в бензин — побултыхать активно пару минут. Слить грязь и налить чистого бензина. Вот теперь уже можно оставить их на какое-то время до детального мытья. Это единственный способ, чтобы сберечь железки после мокрого катания..
Чтобы обслужить подшипники, нужно:
- Снять колеса с рамы
- Вынуть подшипники из колес, но в зависимости от конструкции втулок в ваших роликах, для этого нужно проделать разные операции:
Ознакомьтесь с картинками и определите, какого вида втулки в ваших роликах. Кликните курсором под картинкой, чтобы получить инструкции.
Втулка состоит из 3-х частей: 2-х внешних и одной внутренней. | Короткая втулка — одна часть: находится внутри колеса между подшипниками. Снаружи ее не видно. При такой конструкции оси толще обычных — 8 мм в диаметре. | Длинная втулка состоит из одной части: торец такой втулки виднен снаружи. Аналогичный вид имеет втулка-ось с резьбой внутри. |
Итак, подшипники вынуты, обтёрты снаружи от грязи, теперь нужно выяснить, какие у вас в роликах подшипники: разборные или неразборные .
У разборных подшипников пылезащитная пластинка (пыльник) закрепляется разрезным стопорным кольцом (пружиной). Это кольцо лежит в канавке внешней обоймы подшипника и выполнено в форме буквы -С-. Если пылезащитные пластинки закреплены таким образом, значит у вас разборные подшипники .
Кликните по картинке, чтобы получить большое изображение такого подшипника.
Разбираем разборные подшипы
Нужно найти место разреза кольца, большим пальцем прижать кольцо напротив разреза (иначе оно улетит) и с помощью тонкой иглы подцепить острый край стопорного кольца — на фото выше он справа от стрелки. После того, как кольцо (пружина) выйдет из канавки, пылезащитную пластинку можно вынуть, обеспечив доступ к внутренностям подшипника. Он готов для промывания и смазки. На ниюних фото показан не процесс, а очередность манипуляций 🙂
Если на подшипниках пылезащитные пластинки закреплены без С-образного стопорного кольца: гладко завальцованы или запрессованы цангой в канавке внешней обоймы, значит подшипники неразборные. |
Я советую с такими подшипниками поступать так: снять с подшипника один пыльник , промыть подшипник, смазать его, и вставить открытой стороной внутрь колеса. Одной открытой стороны подшипника предостаточно для его быстрого и качественного обслуживания, ведь внутри колеса чисто — туда не летит пыль. Масса подшипников известных фирм так и продается — с одной крышкой.
Чтобы качественно промыть подшипники понадобятся:
- стекляная баночка с крышкой.
- низкая емкость типа ванночки, вполне подойдет отрезанное дно от 1.5 литровой бутылки (брать только от «Буратино» — бутылка от Pepsi не годится — поддержим отечественного производителя газировки!!).
- деревянная палочка такой толщины, чтобы на нее можно было бы с натягом насадить подшипник.
- 300-400 грамм бензина.
Конечно же, лучше этим заниматься на улице — запах все таки, да и. вне помещения проще соблюдать элементарные правила пожарной безопасности; стоит помнить и об этом!
Для мытья лучше всего раздобыть бензин , и вот почему: он отлично растворяет и смывает любые смазки вместе с налипшей на них грязью и песком. Я не советую пытаться использовать для этого различные растворители (646, 647, 650, «Р»), спирты, скипидар, керосин и др. — при их применении остатки старой смазки зачастую не растворяются, а «створаживаются», густеют, и их приходится вычищать зубной щеткой и другими подручными «приспособлениями».
Итак, начнем. Бросаем разобраные подшипники в банку с бензином на некоторое время. затем её нужно энергично потрясти несколько минут. Старая смазка, как правило, выходит в раствор. Вынимаем подшипы, мутное дерьмо выливаем. Теперь берем низкую ёмкость (ванночку) с бензином, затем палочку, насаживаем на неё подшипник, опускаем до половины его в ванночку и вращаем подшипник (удобнее всего пальцем). По мере вращения в бензине из подшипа вымываются оставшиеся в нём песок и грязь. Как только подшипник начал вращаться свободно (а это вы это услышите и увидите: некоторые экземпляры могут вращаться в бензине по 10-15 секунд!), можно браться за следующий. Промытые подшипники складываем для просушки на чистой бумаге, после чего приступаем к смазке.
Для смазывания подшипников в роликах можно использовать обычные универсальные :
| |
|
Жидкие смазки СРАЗУ обеспечивают наибольшую легкость вращения подшипника, их применяют в подшипниках классов точности (по ABEC) не ниже ABEC5, но нужно учитывать, что при использовании жидких смазок подшипники нуждаются в достаточно частом обслуживании (каждые 60-100 км пробега), и в целом, ресурс подшипников при катании с жидкой смазкой невысок.
Не стоит применять жидкие смазки:
- в подшипниках классов точности: ABEC1 и ABEC3.
- в старых подшипниках.
- для уличного агрессива.
Пластичные смазки вначале обладают несколько большей вязкостью (в сравнении с жидкими). Но подшипники с пластичными смазками быстро раскатываются и их легкость вращения становится неотличимой от подшипников с жидкой смазкой. Кроме этого, они обеспечивают намного больший ресурс работы подшипников, и лучше защищают внутренние части подшипника от песчаных частиц и пыли.
Из пластичных смазок проще всего найти достаточно распространённые в автомагазинах — ЛИТОЛ-24 или аналогичные импортные .
Не стоит применять «наобум» автомобильные масла, авиационные, турбинные — это масла для очень узкого применения, часто в них используют активные присадки, а они могут запросто «съесть» латунные внутренности подшипников. Поверьте на слово!
Лучше не пользоваться Солидолом — в состав солидола входит такой элемент, как стабилизатор структуры, его роль выполняет обычная вода. При разогреве подшипника вода испаряется из солидола, масло вытекает из подшипника, и остается только небольшой твердый комок загустителя.
Универсальная для многих ситуаций жидкость — «WD40» (газированный керосин) — это не смазка, а промывка, вообще прямой путь в магазин за новыми подшипниками — она достаточно шустро испаряется, а без смазки подшипы долго не протянут.
Смазки с графитовыми добавками предназначены для работы при высоких температурах (порядка 300 градусов) — и если ваши подшипники так разогреваются — то пожалуйста!
Зачастую, некоторые роллеры настолько увлекаются «подбором» разного рода «экзотических» смазок, желая удивить этим себя и друзей. и похоже, видят именно в этом ключ для достижения наибольшей «катучести» или «повышенной» легкости хода, забывая при этом попросту совершенствовать технику своего катания.
Стоит всегда помнить — никакие «хитрые» смазки не добавят силы и умения ногам!
Получить ответ на любой вопрос по этой теме или помощь можно обратившись ко мне.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Источник
Как ухаживать за роликами?
Катание на роликах становится все более популярным. Однако далеко не все райдеры знают, как правильно ухаживать за коньками, чтобы они служили как можно дольше. Ходовая часть роликов изнашивается от попадания внутрь грязи, песка, воды из луж. Колеса неравномерно стираются, оси прикипают, внутренник пропитывается потом.
Регулярный своевременный уход продлевает срок службы деталей. Чистые смазанные коньки хорошо катятся и не вызывают у роллера дискомфорта.
Общий осмотр
Начинающим райдерам важно выработать привычку проверять ролики после каждой поездки, чтобы вовремя обнаружить и устранить дефекты. Во время осмотра особое внимание следует обратить на следующие элементы:
Подшипники | Мелкий мусор и влага попадают внутрь через зазоры пылезащитных пластин, смазка уплотняется и комкуется, поэтому шарики начинают ржаветь и хуже вращаться. В итоге райдеру приходится тратить время на раскатывание роликов или чаще менять подшипники. |
---|---|
Колеса | Из-за неравномерной нагрузки они быстрее деформируются и становятся несимметричными. Перестановка колес позволяет замедлить этот процесс и дольше кататься, не меняя весь комплект. |
Ботинки | Грязь и пыль с пластиковых деталей может попадать в крепления и подвижные элементы. Поэтому ботинки рекомендуется очищать после каждого катания. Лайнеры, впитавшие пот от ног, сушат или стирают, чтобы удалить неприятный запах. |
Чистка подшипников
Важнейший элемент роликовых коньков требует особенно бережного отношения. От состояния подшипников зависит, насколько быстрым, комфортным и безопасным будет ваше катание.
Поэтому чтобы кататься быстрее и дольше без замены подшипников, их нужно вовремя обслуживать. Чтобы качественно промыть детали, нам понадобятся:
- бензин;
- емкость с крышкой;
- пластиковая бутылка на 0,5–1 л для отработанного бензина;
- низкая емкость с плоским дном;
- воронка;
- деревянная палочка для насадки подшипника.
Бензин отлично растворяет и смывает любые смазки вместе с налипшей на них грязью и песком. Не стоит пытаться использовать для промывки различные растворители. При их применении остатки старой смазки зачастую густеют, и их приходится вычищать потом зубной щеткой.
Когда вы извлекли подшипники, есть возможность выяснить, к какому типу они относятся. У разборных пыльник закрепляется в канавке внешней обоймы разрезным стопорным кольцом. Для извлечения подшипника нужно подцепить один край кольца, придерживая другой пальцами. После этого пылезащитную пластинку можно вынуть, поддев ее кончиком иголки.
Подшипники Twincam ILQ-9 Slalom Pro отличаются оригинальной конструкцией. Пластиковый сепаратор выполняет две функции: удерживает шарики в обойме и заменяет собой пыльник с внутренней стороны.
С неразборных моделей можно снять только один пыльник, промыть подшипник, смазать его и вставить его открытой стороной внутрь колеса.
Бросьте все подшипники в баночку и залейте их бензином, чтобы он покрыл их полностью. Закройте плотно крышку и встряхивайте, чтобы удалить воздух из перевернутых подшипников. Пусть эта смесь постоит минут 10–15, после этого нужно снова потрясти банку пару минут и дать отстояться. За это время в бензин перейдет большая часть старой смазки и грязи.
Теперь берем низкую емкость с бензином. На подготовленную палочку насаживаем подшипник и опускаем его до половины. Вращаем подшипник пальцем, пока из него не вымоются оставшиеся смазка, песок и грязь. Как только подшипник начал вращаться свободно, можно браться за следующий. В этой же емкости промываем пыльники и стопорные кольца, насыпав и немного помешав палочкой. Затем их тоже выкладываем для просушки.
Отработанный бензин сливаем в бутылку. К моменту следующей промывки осадок осядет, а чистый верхний слой пойдет на первоначальное замачивание подшипников. Таким образом бензин можно будет использовать 5–7 раз.
Смазка подшипников
После сушки на чистой бумаге можно приступать к смазке. Для обработки подшипников применяют:
Пластичные составы (Grease) | |
---|---|
Жидкие (Oil) смазки | Сразу обеспечивают наибольшую легкость вращения подшипника, их применяют в подшипниках классов точности не ниже ABEC 5, но нужно учитывать, что при использовании жидких смазок подшипники нуждаются в достаточно частом обслуживании (каждые 60–100 км пробега), и в целом ресурс подшипников невысок. |
Не стоит использовать жидкие смазки:
- в подшипниках низкого класса точности: ABEC 3;
- старых моделях;
- роликах для агрессива.
Не рекомендуется самостоятельно изготавливать пластичные смазки из разных компонентов. Получившаяся смесь будет обладать непредсказуемыми свойствами. Не стоит также смешивать пластичные составы с жидким маслом или добавлять в подшипник недостающую смазку. Лучше промойте его и положите новою смазку в количестве около 30% от внутреннего объема подшипника.
Неопытные райдеры прессуют смазку до отказа, а потом раскатывают ее неделями. От ее избытка подшипник начинает разогреваться, сепаратор давит на шарики сильнее обычного. В итоге повышается износ.
Уход за колесами
Перед тем как устанавливать колеса на раму, посмотрите внимательно – возможно вам необходима ротация колес (перестановка стертых). Процедура продлевает срок эксплуатации колес одинакового диаметра, возвращает роликам маневренность и изначальную скорость.
Перекрестная схема – это самый распространенный, хорошо проверенный способ перестановки. Она оптимальна, если на все колеса приходится примерно одинаковая нагрузка, например при торможении плугом. Таким образом удается увеличить ресурс колес почти на 30%. На всю операцию уходит 5–15 мин.
Профессиональные роллеры используют нестандартную схему. Она предполагает, что при длительном катании упор делается только на одну сторону. Колеса на ней изнашиваются быстрее, чем на другой. В таких случаях рекомендуется снять все колеса, рассортировать их по размеру и самое изношенное переставить на 1 место в другом коньке.
Проверка крепления рамы и колес
Прикипание осей (болтов) – это химическая реакция, которая проходит в металле со схожими химическими свойствами. Чтобы быть уверенным, что колеса и рама не раскрутятся на скорости, роллеры стараются закрутить болты в раме и оси крепления колес максимально сильно.
Однако из-за процесса прикипания есть риск, что открутить обратно оси и болты уже не выйдет. Чтобы избежать этого, рекомендуем проводить профилактику от прикипания. Раз в 2 недели достаточно немного ослабить болты на роликах, а потом закрутить их обратно.
Не нужно затягивать оси слишком сильно. Достаточно передать небольшое усилие на ключ. Если во время откручивания вы чувствуете, что оси не двигаются, возможно, они уже успели прикипеть. В таком случае нужно действовать осторожно, чтобы не повредить отверстие под шестигранник и не сорвать болт. Если вы не планируете кататься в ближайшее время или прячете ролики на зимнее хранение, лучше ослабить оси и винты крепления рамы, чтобы они не прикипели.
Проверка крепления винтов кафа и баколь
Состояние кафа, пяточного и верхнего ремней не столь важно, как крепление рамы и осей, однако во многом влияет на комфорт и качество катания.
Эти элементы крепятся к ботинку ролика с помощью винтов и резьбы с шипами. Со временем крепления могут ослабляться. Если же у вас бюджетная модель роликов, то вместо винтов эти элементы будут крепиться с помощью заклепок. Они не раскручиваются, но в случае выхода из строя восстановлению не подлежат.
Чтобы надежно закрутить винты крепления в пластиковых фрискейт-роликах, нужно вынуть внутренник ролика, нащупать резьбу крепления и прижать ее к ботинку. При этом крестовой отверткой или ключом от роликовых коньков следует затянуть винт крепления. Если он прокручивается, его нужно заменить.
В карбоновых роликах резьба крепления встроена в ботинок, поэтому достаточно просто проверить ее надежность с помощью отвертки-звездочки или 6-гранного ключа.
Уход за ботинками
Во время катания на них оседает пыль, остаются следы грязи, травы. Со временем аккуратные красивые ботинки теряют вид. Грязь, попавшая на пластиковые части ролика, достаточно просто вытирается тряпкой, смоченной водой. Сложнее обстоят дела с сапожком.
Сушка лайнера
На большинстве фитнес-роликов производитель старается делать внутренник максимально открытым для улучшения вентиляции. На этих места тканевого лайнера оседает грязь, глубоко проникая в структуру материала.
Рекомендуется сухие загрязнения чистить платяной щеткой. Если же пятно глубоко въелось, его можно отмыть салфеткой, смоченной в растворе мыла.
Для сушки лайнера изнутри лучше воспользоваться воздушными сушилками, которые представляют собой фен, нагнетающий комнатный воздух по гофрированным трубкам.
Мягкие сапожки желательно раз в 3–4 месяца стирать. Если лайнер вынимается, замочите его на час в теплой воде (30–40°С) с жидким моющим средством, а затем прополоскайте и, не отжимая, повесьте сушиться на 1–1,5 суток. Если сапожок интегрированный, снимите с ролика все доступные металлические части. Стирка выполняется по той же схеме, только после нее необходимо насухо вытереть все металлические части, которые не удалось снять.
Во время катания по возможности надевайте специальные носки. Они не только отводят большую часть влаги, но и не тянутся и не сбиваются в складки в процессе катания.
Источник