Этот император царствовал около полугода он вывел россию
Этот император царствовал около полугода. Он вывел Россию из войны, в которой было одержано несколько побед. Не успев короноваться, император был свергнут своей супругой и вскоре убит. Обряд коронования над его прахом был произведён более чем через 30 лет при перезахоронении. Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите название войны, из которой Россия вышла при этом императоре. Укажите причину, по которой был совершён небывалый обряд коронования праха императора.
1) император — Пётр III;
2) война — Семилетняя;
3) причина, например:
− неприязненные отношения между Павлом I и его матерью Екатериной II стали причиной особого почитания Павлом своего отца Петра III, свергнутого с престола Екатериной, и стремления «восстановить справедливость» в отношении отца, который не успел короноваться; это стало причиной решения о совершении обряда коронования праха Петра III;
− устроив коронацию праха Петра III, Павел продемонстрировал изменение политического курса, проводившегося Екатериной II, которая свергла Петра III;
− устроив коронацию праха Петра III, Павел стремился морально наказать живых виновников свержения и смерти отца.
Может быть указана другая причина
№ | Критерии оценивания ответа на задание 29 | Баллы | |
---|---|---|---|
29.1 | Раскрытие смысла высказывания | 1 | |
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования | 1 | ||
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом | 0 | ||
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов | |||
29.2 | Теоретическое содержание мини-сочинения (Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений) | 2 | |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения | 2 | ||
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений | 1 | ||
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания | 0 | ||
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов | |||
29.3 | Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов | 1 | |
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод | 1 | ||
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания | 0 | ||
29.4 | Качество приводимых фактов и примеров | 2 | |
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом | 2 | Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом | 1 |
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | ||
Указание по оцениванию: В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). 1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников Источник Утверждение Советской власти обернулось для России полномасштабной Гражданской войной, повлёкшей миллионы жертвы. Назовите не менее трёх причин этой ситуации.Экономическая политика Петра I была направлена на подъём отечественной промышленности и торговли.Назовите законодательный акт, который ставил целью поддержку отечественных производителей и защиту их от конкуренции более сильных иностранных фирм на российском рынке. Почему в XVIII в. ввозные пошлины на испанское или французское вино были высокими, а на красители (индиго, кармин и др.) из колоний тех же стран — низкими? Таможенный тариф 1724 г. вводил 75% пошлину на те товары, которые в достаточном количестве производились в России. Исходя из этого были введены высокие пошлины на вина, их могли производить и отечественные производители, а так как красители производить не могли то и пошлины на них были низкими. В первой четверти XVIII в. в России вводится новая система сбора налогов. Укажите, что являлось единицей налогообложения со времени реформ Петра I до конца XIX в. Почему с точки зрения современных принципов налогообложения данная система налогообложения может считаться несправедливой? Укажите любые две причины. Могут быть указаны следующие причины несправедливости данной системы налогообложения: В XVIII в. в России быстро развивалась промышленность. Но на многих предприятиях использовался не вольнонаёмный, а подневольный труд; владельцы мануфактур из купцов или крестьян предпочитали не нанимать, а покупать крестьян по указу 1721 г.Укажите три причины, которые заставляли их так поступать, несмотря на то, что производительность подневольного труда была в 2,5-3 раза ниже, чем вольнонаёмного, а покупать приходилось целые деревни, не все жители которых были способны работать на предприятии. 1) нехватка свободных рабочих рук в стране из-за наличия крепостного права; Крестьянская соседская община («мир») XVII-XIX вв. объединяла и сплачивала своих членов, в том числе и для защиты своих интересов в борьбе с феодалами-землевладельцами и властями; против них крестьяне всегда выступали совместно — «всем миром». Однако до начала XX в. ни помещики, ни государство не пытались разрушить общину.Назовите три причины, которые делали общинное устройство деревни выгодным для государства и землевладельцев. В XVII—XVIII вв. дворяне получили от государства многочисленные земельные владения (которые стали их собственностью) с крепостными крестьянами. Крепостные работали на помещиков на барщине и платили оброк: землевладелец получал доход, но расходов по хозяйству не нёс, поскольку труд крепостных был даровым. Однако в XIX в., несмотря на поддержку государства, дворяне-помещики стали разоряться. Укажите один факт, свидетельствующий о разорении дворянства к середине XIX в. Назовите не менее двух причин, которые привели к кризису крепостнической системы, который в итоге заставил и государство, и помещиков пойти на отмену крепостного права. — факт, свидетельствующий о разорении дворянства. Во время отмены крепостного права, многие дворяне не смогли получить полную сумму выкупа от государства, так как их земли были заложены в банках за долги; В 1762 г., свергнув Петра III, на престол вступила Екатерина II. Но политика свергнутого мужа была во многом продолжена новой императрицей. Проиллюстрируйте это положение тремя примерами. 1) Екатерина II не разорвала союза с Фридрихом II (хотя Россия и не приняла участия в военных действиях на его стороне), т. к. ожидала от Фридриха II благожелательного отношения к позиции России в решении дел в Речи Посполитой и в Курляндии; Этот император царствовал около полугода. Он вывел Россию из войны, в которой было одержано несколько побед. Не успев короноваться, император был свергнут своей супругой и вскоре убит. Обряд коронования над его прахом был произведён более чем через 30 лет при перезахоронении. Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите название войны, из которой Россия вышла при этом императоре. Укажите причину, по которой был совершён небывалый обряд коронования праха императора. 14 декабря 1825 г. в Петербурге произошло вооружённое выступление участников тайных обществ, которые вывели на Сенатскую площадь гвардейские воинские части. Они рассчитывали воспользоваться ситуацией междуцарствия, сложившейся в результате отказа Константина Павловича занять престол, и навязать его младшему брату — Николаю Павловичу — свои условия — программу преобразования империи в либеральном духе. Некоторые положения этой программы (отмена крепостного права, например) могли бы встретить поддержку у народа. Но выступление декабристов закончилось поражением. Приведите три объяснения поражению декабристов. В течение XIX в. неоднократно возникал вопрос о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви .Кем и почему было упразднено патриаршество? Какой орган осуществлял управление церковными делами? Объясните, почему после Февральской революции 1917 г. вопрос о восстановлении патриаршества был решён положительно. 1) ответ на первый вопрос: Пётр I создавал так называемое регулярное государство, в котором не должно было быть больше одного центра власти; упразднение патриаршества и синодальная система церковного управления позволяли контролировать духовенство как часть государственного аппарата; События декабря 1825 г. были связаны с проведением повторной присяги новому императору. Как объявление повторной присяги способствовало развитию этих событий? Почему наследником императора Александра I оказался не великий князь Константин Павлович, а великий князь Николай Павлович? Как события 14 декабря 1825 г. повлияли на политику нового императора? — объявление новой присяги привело к выступлению декабристов, которые хотели этому помешать; В период правления Александра I в России были созданы военные поселения — система организации войск, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего сельскохозяйственным. При Александре II военные поселения были отменены, опыт их создания был признан неудачным. Укажите две цели создания военных поселений. Назовите одну причину неудачи реализации идеи их создания. 1) уменьшить расходы казны на содержание армии; 2) увеличить численность армии и обученного военному делу населения. Причина неудачи их создания: экономическая неэффективность военных поселений. . 1860-1870-е гг. в России были ознаменованы проведением широкомасштабных преобразований, которые вошли в историю как «Эпоха Великих реформ». Объясните, чем была вызвана необходимость проведения реформ (приведите три объяснения). 1) потребности экономического развития, начавшийся в 30-40-е гг.XIX. промышленный переворот требовали свободных рабочих рук; 2) ухудшение финансовогоположения, рост дефицита бюджета; 3) нарастание социальных конфликтов; 4) военно-экономическое отставание России, приведшее к поражению России в Крымской войне. В «Записке о древней и новой России», написанной в 1811 г., Н.М. Карамзин предупреждает царя об опасностях политического реформизма. «Записка…» Карамзина вызвала недоброжелательное и настороженное отношение Александра I. Предположите, почему самодержавный монарх критически отнёсся к сочинению, настаивающему на незыблемости самодержавного строя. В каких действиях проявились взгляды Александра I на самодержавное правление (укажите не менее двух действий)? 1) предположение: идеи Н.М. Карамзина были более консервативными, чем политика первой половины царствования Александра I, отличавшаяся либерализмом и стремлением к модернизации политической системы; 2) действия, например: − разработка проектов конституции; − попытка создания представительного органа власти. Во время восстания декабристов на Сенатской площади генерал М. А. Милорадович, пытавшийся уговорить солдат разойтись, выдернул из ножен полученную им в дар от великого князя Константина Павловича шпагу, повернул её эфесом к мятежникам и стал показывать и громко читать надпись: «Другу моему Милорадовичу». Речь генерала подействовала на солдат, стоявших в каре. Что хотел М. А. Милорадович объяснить солдатам, демонстрируя шпагу? Чем ещё (кроме наличия у него шпаги и аргумента, связанного с этим) мог генерал повлиять на решение солдат об участии в восстании? Какова дальнейшая судьба М. А. Милорадовича? В начале XIX в. с программой реформ выступил М.М. Сперанский. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную думу и Государственный совет, провести другие преобразования. Объясните, почему программа Сперанского не была реализована (приведите три объяснения). — планы М.М. Сперанского вызвали резкое недовольство придворного общества; — он не нашёл поддержки и в среде столичной бюрократии, опасавшейся новой системы прохождения государственной службы; — на неудачу реформ повлияли и личные качества Александра I, отступившего под давлением консервативных настроений; — важная причина — противоречие между потребностью в реформах и реальной опасностью социальных взрывов, вызванных реформами. Приход к власти императора Александра I был встречен с большим воодушевлением. Подданные много ждали от нового правителя. Да и сам он собирался решать важные задачи. Приведите не менее трёх примеров действий императора в первые три года его правления, направленных на решение этих задач. Пушкин называл либеральное начало правление Александра I « дней александровых прекрасное начало». Однако основные либеральные проекты императора и его молодых друзей были свергнуты и не реализованы, а главный реформатор Сперанский оказался в опале. Что привело к отставке Сперанского? Критика со стороны противников Сперанского подорвала доверие к нему императора. Назовите не менее двух результатов первого периода царствования Александра I. В 1802 году по инициативе Александра I и его ближайших политических советников была проведена министерская реформа, в результате которой центральными органами государственного управления стали министерства. Какая система центрального государственного управления существовала до создания министерской системы? Коллегиальная система центрального государственного управления. Какие министерства были созданы в числе первых? Внутренних дел, иностранных дел, военное. Объясните какие преимущества были у министерской системы управления по сравнению с предшествующей системой. В отличие от системы коллегий, в министерской системе вводился принцип единоначалия, личной ответственности министра и прямого доклада императору по делам министерства . После бородинской битвы 1 сентября состоялся военный совет в селе Фили. Предстояло решить: защищать Москву или оставить её без боя. Многие генералы предлагали дать сражение при Филях или двинуться навстречу войскам Наполеона. Однако Кутузов принял решение отступить. Объясните, чем было вызвано такое решение Кутузова. Приведите три объяснения. Время правления Александра II считается важным рубежом отечественной истории. Самого Александра стали называть Освободителем. Укажите не менее трёх важных мероприятий, осуществлённых императором. Крестьянская реформа 1861 года получила название «великой», Александр II – почётное звание «царя-освободителя». Значение реформы чрезвычайно велико. Однако крестьянская реформа не решала всех проблем деревни. Объясните, почему реформа 1861 года не сняла полностью остроту крестьянского вопроса. Приведите три объяснения. Император Александр II не слыл человеком либеральных убеждений. Будучи наследником престола, он никогда не высказывал каких-либо идей, шедших вразрез с охранительной политикой своего отца – Николая I. Возглавив в 1846году по поручению отца секретный Комитет по крестьянскому вопросу, Александр Николаевич зарекомендовал себя сторонником крепостного права. Однако проведение широкомасштабных преобразований, сравнимых по своему значению с реформами Петра I, выпало на его долю. Объясните, почему императору Александру II пришлось провести либеральные реформы. Приведите три объяснения. При вступлении на престол Александр I предполагал провести преобразования, которые бы в корне изменили существующие в России порядки, привели бы к отмене крепостного права и утверждению в стране законности и порядка. Однако в конце своей жизни император ощущал, что не добился поставленных целей. Приведите не менее трёх объяснений, почему императору не удалось осуществить свои намерения Весной 1853 г., ещё до объявления войны, Россия начала военные действия против Турции, уверенная в своём успехе. Однако в 1854 г. на стороне Турции в войну вступили Англия и Франция. Укажите любые три причины, побудившие эти державы весной 1854 г. объявить войну России. Совместное выступление Северного и Южного обществ декабристов было запланировано на лето 1826 г. Однако затем планы участников тайных организаций изменились, выступления произошли раньше намеченного срока и потерпели неудачу. Назовите одну причину отказа декабристов от первоначальных планов. Укажите любые две причины неудачи их выступлений. В период правления Александра I в России были созданы военные поселения. Укажите одну любую цель, которую преследовали создатели военных поселений. Почему эта мера вызвала сопротивление у населения? (Укажите любые две причины.) В марте- октябре 1917 года у власти в России находилось Временное правительство. Оно было сформировано в результате свержение императора Николая II. Кике действия предпринимались Временным правительством? Кажите не менее трёх положений. В 1930-х гг. партия и правительство прилагали большие усилия для укрепления мощи Красной Армии. Разрабатывались новые типы военной техники, под военное производство были выделены большие производственные мощности. В стране культивировался облик советского воина — патриота, непобедимого защитника. Но в июне-июле 1941 г. Красная Армия оказалась на грани полного разгрома в результате нападения фашистской Германии. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Красная Армия оказалась в таком положении. 2) ослабление командного состава армии в результате сталинских репрессий; 3) устаревшая и не соответствующая требованиям момента тактика советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях); 4) вмешательство партийного руководства во главе со Сталиным в планирование военных операций (что стало одной из причин разгрома под Киевом); 5) недостаток современной техники в войсках к началу войны (быстрое устаревание боевой техники, созданной в середине 1930-х гг.); 6) помощь вермахту со стороны противников Советской власти, существующего режима, со стороны части населения недавно присоединенных территорий (Западная Украина, Прибалтика) Утверждение Советской власти обернулось для России полномасштабной Гражданской войной, повлёкшей миллионы жертвы. Назовите не менее трёх причин этой ситуации. 1)Значительная часть российского общества была возмущена чем, что большевики узурпировали политическую власть, свергнув Временное правительство и разогнав Учредительное собрание. В годы гражданской войны большевикам противостояли многочисленные, хорошо вооружённые силы белогвардейцев и интервентов. Однако большевики одержали над ними победу . Укажите не менее трёх причин это победы. Белое движение имело не мало сторонников в различных слоях русского общества. Тем не менее белогвардейцы потерпели поражения в Гражданской войне. Назовите не менее трёх причин их поражения. В конце 1920 – 1930-х гг. в социально- экономической сфере жизни советского общества происходили важные изменения. Многое менялось как в городе, так и в деревне. Приведите не менее трёх примеров, подтверждающих эти изменения. С 1921 г. в советском государстве, официально объявленном государством рабочего класса, проводилась новая экономическая политика. Однако немалая часть рабочих к середине 1920-х гг. негативно относилась к НЭПу. Укажите не менее трёх причин недовольства рабочих новой экономической политикой. 2) в период НЭПа возродилась безработица; 3) в период НЭПа был дефицит многих товаров народного потребления и высокие цены на них. В ходе Гражданской войны большевики проводили политику, получившую название «военный коммунизм». Многими членами партии большевиков она казалось шагом к воплощению идеалов социалистического общества. Однако в 1921 году партия большевиков объявила о переходе к новой экономической политике. Подписание Пакта Молотова-Риббентропа резко понижал международный авторитет Советского союза, ранее последовательно занимавшего антифашистские позиции на мировой арене. Понимая это, Сталин всё же шёл на сближение с Германией. Укажите не менее трёх причин такой политики. 1)Сталинское руководство полагала, что советско-германское сближение – важнейший политический манёвр СССР, дающий стране время для полномасштабной подготовке к предстоящей войне с Германией и её союзниками. В результате первых двух пятилеток СССР достиг невероятных экономических успехов. Страна стала экономически независимой, производя все виды промышленной продукции. Быстрыми темпами развивалась тяжёлая промышленность. Однако современные исследователи отмечают многие негативные черты установившейся тогда в СССР экономической системы. Приведите не менее трёх негативных черт созданной к середине 1930-х гг. в СССР экономической системы. 2) в советской экономической системе работник оказывался мало заинтересован в результатах своего труда, это снижало возможности по повышению производительности труда; 3) в 1930-х гг. сложилась диспропорция в развитии тяжёлой промышленности, с одной стороны, и лёгкой и пищевой промышленности, с другой, это вело к дефициту товаров народного потребления; 4) отсутствие частного предпринимательства не позволяло расширяться сектору услуг, производства товаров народного потребления; 5) плановые показатели, которые приходилось выполнять предприятиям, часто были оторваны от реальности. В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршал Г.К, Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвела: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны. (приведите не менее трёх предположений.) 1)В битве за Москву Красная армия отстояла столицу СССР; Отношения между державами победительницами СССР и США в 1945-1947 гг. стремительно ухудшались. Их соперничество привело к гонке воружений, борьбе за контроль над ключевыми районами мира и созданию системы военных союзов. Объясните, почему после завершения Второй Мировой войны отношения между СССР и США стали характеризоваться как холодная война . Приведите три объяснения. В середине 1980х годов руководители СССР объявили о необходимости ускорения социально-экономического развития страны, о проведении «перестройки» Назовите не менее трёх задач, которые планировало решать советское руководство. В 1992-1993 гг. в Российской Федерации происходили важнейшие изменения. Руководству государства пришло решать как экономические, так и политические задачи. Приведите не менее трёх примеров действий, направленных на решение задач. К 1922 г. руководством советских республик, образовавшихся на обломках Российской империи, была осознана необходимость создания единого государства. В РКП(б) образовалась группа во главе с И. В. Сталиным, предлагавшая объединение на условиях вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Этот путь казался логичным в условиях необходимости сохранения сильной централизованной власти. Но против плана автономизации выступил В. И. Ленин, настоявший на принципе равноправия всех советских республик. На этом принципе и был основан СССР. Объясните, почему именно позиция Ленина возобладала. Приведите три объяснения. В ходе тяжелой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай II наотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В. И. Лениным к власти большевики в марте 1918 г. заключили с немцами тяжелый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии было много противников этого. Почему В. И. Ленин пошел на то, на что не согласился пойти Николай II? Приведите три объяснения. Многие представители отечественной творческой интеллигенции с восторгом приняли новую, советскую власть. В 1920-х гг. в Советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась: утвердился единый метод — социалистический реализм, другие направления стали преследоваться, творческие объединения были закрыты или слиты в единые союзы, культура была поставлена под жёсткий партийный контроль, на часть творческой интеллигенции обрушились гонения и репрессии. Дайте не менее трёх объяснений произошедшим изменениям. — В 1930-х гг. в стране установился тоталитарный режим, культ личности Сталина; В ходе тяжёлой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай II наотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В. И. Лениным к власти большевики в марте 1918 г. заключили с немцами тяжёлый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии было много противников этого. Почему В. И. Ленин пошел на то, на что не согласился пойти Николай II? Приведите три объяснения. Источник |