- Артикуляционная гимнастика для малышей картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- К логопеду в кабинет
- Страницы
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнение «Лягушки»
- Упражнение «Слоник»
- Упражнение «Расчёска»
- Упражнение «Часики»
- Упражнение «Ёжик»
- Упражнение «Футбол»
- Упражнение «Качели»
- Упражнение «Чашечка»
- Упражнение «Парус»
- Упражнение «Маляр»
- Упражнение «Грибок»
- Упражнение «Дятел»
Артикуляционная гимнастика для малышей
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Вы обеспокоены состоянием речи малыша? Высказывания ребенка малопонятны для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, а может, говорит с «кашей во рту»?
Самое время начать заниматься артикуляционной гимнастикой.
Ниже я расскажу о базовых комплексах, которые помогут укрепить мышцы речевого аппарата, поработать над точностью и слаженностью движений.
Их можно смело выполнять дома вместе с ребенком без опасения навредить или «сделать что-то не так».
Попробуйте! У вас получится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik_gimn.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель : вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание : Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке : у-у-у.
Цель : вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
Описание : Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой» . Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель : научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание : Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а» , подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Вот и вышел на порог
«Что он скачет взад-вперед?» —
Цель : укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание : Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель : отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание : Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Язык здоровается с подбородком»
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка :
— Эй, какая там погодка?
Цель : отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении) .
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель : отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание : Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель : развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание : Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель : развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание : Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой) . Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Чередование «Толстячки — худышки»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали :
Видно, есть ему не дали.
Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание : Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава :
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание : Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Улыбаюсь, рот открыт :
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель : научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель : отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку» .
«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри :
Чищу «чашкой» изнутри.
Цель : развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
Описание : Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Цель : добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости) .
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты : 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить : «та-та-та» . Произношение слогов ( «та-та-та» ) помогает ребёнку выполнять задания.
«Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель : отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание : Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
Поперек улыбки лег –
Цель : вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Цель : научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой» . Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Широко раскрою рот,
«Горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая,
Я ее не разрушаю.
Цель : развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание : Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение
повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Цель : укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо ( «потолок» , делая движения языком вперёд-назад.
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
Цель : отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р» . Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка) .
Описание : Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчё тливо и многократно повторяя : «д-д-д» . Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка) . Темп убыстряется постепенно.
Варианты : 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося : «дын-дын-дын» ( «звоночек» ).
Стучим и произносим : «т-д-т-д» ( «скачет лошадка» ).
Многократно произносим : «а-д-д-д» , «а-д-д-д» , «а-д-д-д» ( «песенка» ).
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.
Цель : отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку) . Укреплять мышцы языка.
Описание : Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
Улыбаюсь : вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Цель : научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание : Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать
узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель : укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Как же он не устает?
Цель : развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.
Описание : Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад
Источник
К логопеду в кабинет
Блог учителя-логопеда Мамоновой Юлии Владимировны предназначен для коллег, детей и их родителей
Страницы
Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Лягушки»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки —
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем — перестанем
И нисколько не устанем.
Упражнение «Слоник»
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнение «Расчёска»
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска.
А зовут меня . (расчёска).
Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так.
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
Упражнение «Ёжик»
У меня в иголках шёрстка
И в норе запасов горстка.
Лучше ты меня не трожь!
Я — колючий серый ёж!
Упражнение «Футбол»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
Во дворе народ толпится.
Там идёт футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
Потому что наблюдает
За игрою из окна
Катерина. Всякий знает:
Генке нравится она.
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Я индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять —
Не пора ли вынимать?
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их буду со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язык к носу мы потянем,
Не прольём ни капли чая.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Раз — лягушка с толстым брюшком,
Два — большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.
Выгляни в окошко —
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска —
Не подходите близко!
Упражнение «Парус»
Лодочка под парусом по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.
Упражнение «Маляр»
Я сегодня утром встал
И посёлок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!
Упражнение «Грибок»
Под берёзой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Упражнение «Дятел»
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стуки —
Раздаётся громкий звук.
Источник