Чистим зубы логопедическое упражнение

Артикуляционная гимнастика для малышей
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вы обеспокоены состоянием речи малыша? Высказывания ребенка малопонятны для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, а может, говорит с «кашей во рту»?

Самое время начать заниматься артикуляционной гимнастикой.

Ниже я расскажу о базовых комплексах, которые помогут укрепить мышцы речевого аппарата, поработать над точностью и слаженностью движений.

Их можно смело выполнять дома вместе с ребенком без опасения навредить или «сделать что-то не так».

Попробуйте! У вас получится.

Скачать:

Вложение Размер
artik_gimn.docx 24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики в старшей группе

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель : вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание : Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке : у-у-у.

Цель : вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

Описание : Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой» . Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель : научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание : Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а» : «а-а-а» , подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Вот и вышел на порог

«Что он скачет взад-вперед?» —

Цель : укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание : Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель : отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание : Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Язык здоровается с подбородком»

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка :

— Эй, какая там погодка?

Цель : отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении) .

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку, затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель : отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание : Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель : развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание : Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель : развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание : Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой) . Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Чередование «Толстячки — худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали :

Видно, есть ему не дали.

Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание : Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава :

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель : укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание : Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Улыбаюсь, рот открыт :

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель : научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель : отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

не разрушая «чашечку» .

«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри :

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель : развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

Описание : Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель : добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости) .

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты : 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить : «та-та-та» . Произношение слогов ( «та-та-та» ) помогает ребёнку выполнять задания.

«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель : отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание : Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Поперек улыбки лег –

Цель : вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель : научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой» . Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

Цель : развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Описание : Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение

повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель : укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо ( «потолок» , делая движения языком вперёд-назад.

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Цель : отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р» . Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка) .

Описание : Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчё тливо и многократно повторяя : «д-д-д» . Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка) . Темп убыстряется постепенно.

Варианты : 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося : «дын-дын-дын» ( «звоночек» ).

Стучим и произносим : «т-д-т-д» ( «скачет лошадка» ).

Многократно произносим : «а-д-д-д» , «а-д-д-д» , «а-д-д-д» ( «песенка» ).

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель : отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку) . Укреплять мышцы языка.

Описание : Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

Улыбаюсь : вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель : научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание : Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель : укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Как же он не устает?

Цель : развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание : Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад

Источник

К логопеду в кабинет

Блог учителя-логопеда Мамоновой Юлии Владимировны предназначен для коллег, детей и их родителей

Страницы

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Лягушки»

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки —
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем — перестанем
И нисколько не устанем.

Упражнение «Слоник»

Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Упражнение «Расчёска»

С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска.
А зовут меня . (расчёска).

Упражнение «Часики»

Тик-так, тик-так.
Язычок качался так.
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.

Упражнение «Ёжик»

У меня в иголках шёрстка
И в норе запасов горстка.
Лучше ты меня не трожь!
Я — колючий серый ёж!

Упражнение «Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
Во дворе народ толпится.
Там идёт футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
Потому что наблюдает
За игрою из окна
Катерина. Всякий знает:
Генке нравится она.

Упражнение «Качели»

Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.

Я индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.

Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять —
Не пора ли вынимать?

Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их буду со сметаной,
Пригласим к обеду маму.

Блин мы ели с наслажденьем —
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.

Упражнение «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язык к носу мы потянем,
Не прольём ни капли чая.

Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.

Раз — лягушка с толстым брюшком,
Два — большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив её в кадушку,
Как под душем, ту лягушку
Поливал из шланга он.

Выгляни в окошко —
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска —
Не подходите близко!

Упражнение «Парус»

Лодочка под парусом по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.

Упражнение «Маляр»

Я сегодня утром встал
И посёлок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!

Упражнение «Грибок»

Под берёзой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.

Упражнение «Дятел»

Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стуки —
Раздаётся громкий звук.

Источник

Читайте также:  Чем чистить зубы после установки имплантов
Оцените статью