- 12 лет мужчина ухаживал за заброшенной посадочной полосой. И вот настал тот день, когда она стала спасением!
- Просто выполнял свою работу и спас 81 человека. История чудо-посадки Ту-154 в Ижме
- 178 раненых и 84 погибших. Как во Франции произошла самая страшная авария в истории автоспорта
- Он спас 81 жизнь тем, что 7 лет чистил заброшенную взлетную полосу «на всякий случай». История чудо-посадки Ту-154 в Ижме
12 лет мужчина ухаживал за заброшенной посадочной полосой. И вот настал тот день, когда она стала спасением!
Ранним утром 7 сентября 2010 года в аэропорту города Мирный полусонные пассажиры занимали места в салоне самолета, ТУ-154. Авиалайнер готовился к вылету в Москву. Скажем сразу: все останутся живы. Позднее специалисты назовут это чудом, ведь шансов выжить у них был один на тысячу, а может и того меньше.
ЧП на высоте 10.600 метров
Самолет находился в воздухе уже более трех часов, когда отключился автопилот. Ситуация неприятная, но это еще не ЧП. Но какое-то шестое чувство подсказало командиру экипажа Новоселову, что в этот раз все так просто не обойдется.
Предвидя вариант с экстренной посадкой, он связался с диспетчером: «У нас проблемы с электропитанием. Прошу подготовить запасной аэродром». Ответа Новоселов не услышал – радиостанция пискнула и замолчала. Самолет остался без радиосвязи.
Вслед за автопилотом стали отключаться остальные приборы. Датчики крена и тангажа, указатели курса «умирали» один за другим. Почти мгновенно вышли из строя все навигационные приборы. «Завалились» не только оба авиагоризонта, но и третий – резервный, что не предусматривается никакими инструкциями, поскольку такого просто не может быть никогда!
Куда садиться?
Без навигационного оборудования экипаж нем, глух и слеп. Это все равно что вести автомобиль в надетом на голову мешке. Ситуация, даже не требующая обдумывания – только посадка, и посадка срочная: отключились насосы, перекачивающие горючее из крыльевых баков в двигатели, а это значит, что максимум через 30 минут двигатели остановятся и самолет начнет просто падать.
Самолет снизился до 3.000 метров, внизу холмы, тайга, садиться на которые – чистое самоубийство. Блеснула серебристая полоса – река Ижма, Ту пошел вдоль нее. Показался стоящий на берегу реки поселок Ижма. Командир и экипаж высматривали подходящее для посадки место. Если такое не будет найдено – сажать самолет они будут на воду, прямо напротив поселка, чтобы жители Ижмы оказали помощь тем, кто уцелеет. И тут штурман крикнул: «Командир, полоса!»
Если бы у летчиков было время на обдумывание, они бы прежде всего удивились: откуда здесь не числящийся ни в каких реестрах, не отмеченный ни на каких картах аэродром? Его просто не должно быть! Это или галлюцинация или… чудо. Ту-154 развернулся и пошел в сторону полосы.
Плач по малой авиации
Россия – огромная страна, в ней более тысячи городов и десятки тысяч поселков. Железные и шоссейные дороги связывают их между собой. Но есть населенные пункты, куда ни поездом не добраться, ни машиной не проехать. С Большой землей их связывает малая авиация. Як-40, Ан-24, Л-410, Ан-2, ИЛ-14 и вертолеты в советское время для жителей горных аулов и таежных поселков были привычным средством передвижения, как для нас сегодня маршрутные такси.
В 1978 году в п. Ижма открыли аэропорт местных воздушных линий, было построено здание аэровокзала и взлетно-посадочная полоса. Каждый день в Ижму прилетали и улетали самолеты местной авиалинии. В аэропорту работали 126 человек.
В 90-х наступили трудные времена, начался закат ижемского авиахозяйства. Самолеты стали летать все реже, сперва пять дней в неделю, затем четыре, затем два. По мере снижения числа рейсов уменьшался и численный состав работников аэропорта. Людей сокращали, многие уходили сами. Из 126 осталось 70, затем их стало 40, потом 8, потом 2.
В 1998 году аэропорт перепрофилировали в вертолетную площадку и в «Комиавиатранс» решили, что для площадки, работающей три дня в неделю, и двух человек много и оставили одного — Сергея Михайловича Сотникова.
Сотников
Сотников работал в Ижемском аэропорту с первого дня его существования. В 1978 году 20-летним выпускником подмосковного Егорьевского авиационно-технического училища, прибыл он по распределению на работу в Ижму и остался здесь навсегда. Заправлял самолеты, был техником, начальником службы ГСМ. В 1997 году стал начальником аэропорта, а через год – начальником вертолетной площадки.
По мере того, как сокращался обслуживающий персонал, Сергей Михайлович брал на себя дополнительные функции. И вот настал день, когда он остался один: и начальник, и дворник, и диспетчер, и кассир, и сторож, и уборщик, и слесарь-ремонтник, и электрик, и прочая, и прочая, и прочая…
Каждый день в любую погоду на своем уазике он приезжал в аэропорт, чтобы где-то что-то подлатать, где-то что-то починить, потому что площадка должна быть готова принять вертолет в любой день, а не только в понедельник, среду и пятницу – мало ли что может случиться, беда всегда приходит не по расписанию.
Незабытая полоса
И все 12 лет Сотников содержал в порядке кроме посадочного квадрата для МИ-8 и взлетно-посадочную полосу, которая была вычеркнута из всех реестров и не значилась ни на одной карте, на которую многие годы не садились и не взлетали самолеты. Он регулярно чистил дренажи от старой травы, чтобы не произошел подмыв полосы, убирал с бетонных плит старую арматуру, регулярно вырубал и выкорчевывал кустарники и деревца, пробивавшиеся в зазорах плит. И так 12 лет.
Местные жители неоднократно пытались использовать полосу как место складирования дров, приезжавшие грибники — как автостоянку. Сотников воевал со всеми и на их возмущенно-недоуменное «Ну почему?!» не желая вступать в споры, коротко отвечал: «Потому!»
Зачем?
Позже Сотникову еще не раз зададут этот вопрос. Ответ его поражает простотой: «Пусть говорят, что аэродром вроде как брошенный, но там же есть человек, который работает, значит я в ответе, правильно? Если я эксплуатирую перрон, где находится посадочный квадрат для МИ-8 и МИ-2, то вот рядом — взлетная полоса в таком тоскливом состоянии, царапает ведь за сердце. Пойдешь, да что-то сделаешь».
В то время как одни резали станки на металлолом, реализовывали по сходной цене уникальные корабли, и искали, чтобы еще продать за границу, другие пытались хоть что-то сохранить и сберечь, веря, что настанет день, и снова понадобятся и станки, и корабли, и взлетно-посадочная полоса. Окажись 7 сентября на «взлетке» бревно или автомобиль, окажись она заросшей кустарником (а за 12 лет мог и лес вырасти!) – и жертвы считали бы десятками.
Аварийная посадка
Ту пролетел на аэродромом. Эх, коротка полоска! Придется экономить каждый метр. И все равно ее не хватит. Длина ижемской ВПП 1340м, а Ту для посадки нужно как минимум 2500. Аварийная гидросистема не подвела — самолет выпустил шасси. Но из-за отказа электропривода не вышли закрылки. Самолет не мог сбросить скорость до положенных 270км/ч, садиться предстояло на 380км/ч, с отключенными навигационными системами, без связи с наземным диспетчером, контролируя положение самолета исключительно по визуальным ориентирам.
Бортпроводница вышла в салон: «Уважаемые пассажиры! Самолет совершает вынужденную посадку. Просим всех пристегнуться, убрать колющие и режущие предметы, снять зубные протезы, очки и обувь на высоком каблуке, поднять спинки в вертикальное положение».
Трижды заходил Ту на посадку и трижды в последний момент взмывал в небо – экипажу не удавалось попасть в начало полосы. Самолет пошел на посадку в четвертый раз. Со стороны Ижмы в сторону аэродрома бежали люди, завывая сиренами, мчались пожарные машины и кареты скорой помощи…
Отче наш, сущий на небесах, да святится имя твое… Царица Небесная, помоги!
«Пострадавших нет»
Самолет сел прямо на первую плиту, мягко, можно сказать идеально. Добежав до конца полосы, он врезался в лес, ломая и сминая деревья. Будь удар сильнее, могли пробиться крыльевые топливные баки, возникнуть пожар. Но пока самолет катился по ВПП, с каждой сотней метров скорость падала: 380км/ч, 350, 300, 250, 200…
Выкатившись на 164 метра за полосу, Ту-154 остановился. Подъехавшим представителям администрации командир воздушного судна Новоселов доложил: «Самолет Ту-154 совершил аварийную посадку. На борту 72 пассажира и 9 членов экипажа. Пострадавших нет».
Впоследствии эксперты назовут посадку в Ижме Ту с неработающим навигационным оборудованием чудом. Но сами летчики чудом считают появившуюся из ниоткуда взлетно-посадочную полосу. Но как раз в этом не было ничего сверхъестественного – это «чудо» сотворил Сергей Михайлович Сотников, простой человек, из числа тех, на которых и держится Россия.
Источник
Просто выполнял свою работу и спас 81 человека. История чудо-посадки Ту-154 в Ижме
Вспоминаем, как 10 лет назад 81 пассажир самолёта Ту-154 спасся при аварийной посадке близ посёлка Ижма. Чудо случилось во многом благодаря одному человеку — Михаилу Сергеевичу Сотникову. Он семь лет на одном только энтузиазме сохранял заброшенный аэропорт в удовлетворительном состоянии.
Московское время 03:27, 7 сентября 2010 года. Ту-154 выходит на рейс «Алроса» Удачный — Москва. На борту 72 пассажира и девять членов экипажа. Взлёт проходит в штатном режиме. Спустя 3,5 часа на высоте более 10 600 метров над Усинском (Республика Коми) в самолёте гаснет свет в результате отказа аккумуляторов. Пилоты «слепнут» и «глохнут», ведь вместе с освещением на борту отключаются почти вся навигация и радиосвязь. Но самое главное — отключаются электрические топливные насосы. Ту-154 летит на так называемом оперативном запасе топлива, которого хватит только на полчаса. Капитан воздушного судна Евгений Новосёлов в последний момент докладывает диспетчерам о неполадке.
Он же принимает решение снизиться до 3000 метров в надежде, что на этой высоте удастся запустить резервный генератор. Тщетно. Тогда пилоты берут курс вдоль реки Ижмы и визуально ищут место для аварийной посадки. Благо тучи и облака уже позади. Лучшее, на что надеются лётчики, — это фрагмент реки без изгибов, который позволит относительно мягко приводниться и не размотать «тушку» о берег.
Тем временем на земле в 7:47 Администрация села Ижма получает сообщение из Москвы: ждите аварийной посадки Ту-154. Но куда? Местный аэропорт уже семь лет как закрыт. Единственное, что там до сих пор регулярно используется, — вертолётная площадка, которой, очевидно, мало. Есть одно место — старая взлётно-посадочная полоса (ВПП). Но её длина всего 1,3 километра. А надо более двух километров. Да и потом, что с ней стало за семь лет? В конце концов, какая разница — самолёт-то без связи.
178 раненых и 84 погибших. Как во Франции произошла самая страшная авария в истории автоспорта
Но не без глаз. Пилоты хоть и случайно, но всё же обнаруживают ВПП. Вследствие сбоя в сети электропитания они потеряли управление закрылками и предкрылками. В итоге с первого круга зайти на посадку не удалось. Что, впрочем, позволило пилотам оценить состояние ВПП: хорошее. Для определения горизонтального положения самолёта в пространстве лётчики ставят перед собой пластиковый стаканчик с водой. Время 7:55. На втором круге на скорости не менее 350 км/ч (норма — 270 км/ч) Ту-154 садится. Из-за большой скорости машину всё же выбрасывает за пределы ВПП. Самолёт пострадал, но главное, что все люди уцелели.
Довольно быстро к месту посадки съезжаются машины МЧС и представители Администрации Ижмы. Среди них оказывается и Сергей Михайлович Сотников, начальник действующей вертолётной площадки. Как оказалось, во многом благодаря именно ему посадка на заброшенную ВПП случилась. Ведь именно он после закрытия аэропорта на протяжении семи лет ухаживал за территорией. Он выкорчёвывал кусты, убирал мусор, обновлял осевую разметку и окраску входных щитов. В общем, делал всё, чтобы оставить полосу в удовлетворительном состоянии.
За преданность своему делу в 2010 году начальник вертолётной площадки получит премию имени Владимира Высоцкого «Своя колея». В 2012 году ему вручат орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. После инцидента Сергей Михайлович проработал на вертолётной площадке села Ижма ещё девять лет. Только в 2019-м в возрасте 61 года он покинул пост — вышел на пенсию.
Что говорят об инциденте жители Ижмы?
— Да, помнят. Да, гордятся. Теперь Ижму знает вся Россия, — рассказали Лайфу в Администрации муниципального района Ижемский. Здесь стоит отметить, что Ижма — это крупное, но всё же село с населением 3753 человека (по данным на 2010 год). Всероссийская слава для таких населённых пунктов большая редкость. Если не исключение вовсе.
— Многие, кто наблюдал за посадкой, рассказывали, что до последнего не понимали, что за самолёт пролетает над селом, а главное — почему так низко, — вспоминает Мария Сметанина, методист Управления культуры муниципального района Ижемский. Сама посадку она не застала. Узнала об инциденте, только когда всё случилось.
Источник
Он спас 81 жизнь тем, что 7 лет чистил заброшенную взлетную полосу «на всякий случай». История чудо-посадки Ту-154 в Ижме
Многим людям иногда кажется, что они выполняют какую-то бесполезную работу, своего рода это Сизифов труд. Особенно обидно это делать, когда понимаешь, что твой труд скорее всего никогда и никем не будет оценен.
Представьте себе, что может быть бесполезнее ежедневного ухода, за фактически заброшенной взлетной полосой, которая уже никогда не примет ни одного штатного или внештатного рейса? Смотритель такого закрытого аэропорта в небольшом селе Ижма вполне мог игнорировать свою обязанность, но он на протяжение нескольких десятков лет честно исполнял свою работу. И однажды это спасло людям жизнь.
7 сентября 2010 года самолет авиакомпании «Алроса» выполнял рейс из якутского города Удачный в Москву. Первоначально все шло хорошо, но через три с половиной часа после взлета экипаж обнаружил проблемы с аккумуляторами.
Один за другим начали отказывать электронные системы самолета: навигация и автопилот. Борт пришлось перевести на ручной режим управления, чтобы было крайне сложно сделать, учитывая плотную облачность в тот день. Но это еще было не самое страшное.
Из-за отказа электроники топливные насосы перестали подавать горючее из баков.
Тогда командир корабля принимает единственно возможное решение сажать самолет в тайге, но для этого необходимо было найти хоть какое-то подходящее место. Заметив реку Ижму у экипажа появилась призрачная надежда найти ровный участок русла реки и там посадить самолет прямо на воду.
И тут внезапно один из пилотов среди деревьев заметил взлетно-посадочную полосу. Экипаж посчитал, что это галлюцинации, ведь ни одного действующего аэропорта в округе уже давным-давно не было, но как говориться с ума сходят поодиночке, а не группой.
Сделав очередной заход на посадку, командир корабля заметил полуразрушенное бетонное здание. Но при этом рядом была взлетная полоса в отличном состоянии. Как такое было возможно? Правда у пилотов на тот момент не было времени разгадывать такие ребусы, надо было срочно принимать решение.
Проблема заключалась еще и в том, что из-за отказавшей электроники невозможно было управлять закрылками, так что посадочная скорость самолета была гораздо выше обычной. И длины полосы явно не хватало для мягкой посадки. Конечно, было бы очень обидно посадить самолет в таких сложных условиях, а уже потом врезаться в дерево и погибнуть.
Но к счастью все обошлось. С третьего захода на глиссаду пилотам удалось все же посадить самолет, а недостаток длины полосы компенсировал подлесок, который помог остановить его за ее пределами, и при этом не нанес воздушному судну существенных повреждений.
Благодаря высочайшему мастерству и решительности экипажа, никто из пассажиров не пострадал. Но одного их мастерства было бы мало, если взлетно-посадочная полоса не была в таком хорошем состоянии, то катастрофы было бы не избежать. Оставался вопрос, кто на закрытом аэродроме следил за состоянием взлетно-посадочной полосы? И главное — зачем?
Героем этой истории можно назвать смотрителя аэропорта Сергея Михайловича Сотникова. Свой трудовой путь он начал в конце 70-х, когда в селе Ижма открыли аэропорт. С дорогами в тех местах тогда было плохо, но в Советском Союзе в то время считали малую авиацию перспективным направлением, поэтому авиатранспорт пользовался популярностью.
С его помощью доставляли продукты, пенсии, а жители Ижмы и соседних деревень могли всего лишь за час добраться до столицы региона — Сыктывкара. Билет в те годы стоит всего 3 рубля.
Но вот в 90-е у государства уже не было возможности содержать дотационную отрасль — малую авиацию, и билеты тогда сильно подорожали. С каждым годом количество рейсов уменьшалось.
Официальной же датой закрытия аэропорта считается 2003 год. Параллельно с этим сокращался и персонал. Вскоре после закрытия Сергей остался единственным сотрудником, и все что от него требовалось это следить за небольшой вертолетной площадкой.
Однако Сергей уже по собственной инициативе продолжил ухаживать и за взлетно-посадочной полосой. Ведь слишком много лет своей жизни он отдал поддерживая ее в рабочем состоянии, и теперь не хотел видеть как она зарастает кустарником.
Как он сказал в одном интервью: «Я и для себя это делал. Все-таки выйдешь на полосу — у меня ж на перроне был посадочный квадрат вертолетный, — а тут рядом, в ста метрах, и взлетно-посадочная полоса, и она в таком бардачном состоянии. Как-то было не по себе». Ну а в глубине души он надеялся, что когда-нибудь его аэропорт еще будет принимать самолеты. Правда он не ожидал, что таким вот аварийным образом.
Случай с этой посадкой получился очень резонансным. О нем писала не только отечественная, но и зарубежная пресса. Тогда экипаж самолета сразу же наградили, а вот о скромном смотрящем вспомнили лишь через некоторое время. Сергей Михайлович Сотников получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетную грамоту от Министерства транспорта и прибавку к пенсии в 3117 рублей.
Но самое главное — у него наконец-то появилась надежда, что аэропорт Ижмы возродится. Об этом активно начали писать местные СМИ. А перед очередными выборами сюда заезжал исполняющий обязанности главы Коми. Он публично пообещал, что сделает все, от него зависящее, чтобы взлетно-посадочная полоса снова принимала регулярные рейсы из ближайших городов. Выборы прошли, но к сожалению, ничего не изменилось.
Сам же самолет после совершения такой экстремальной посадки хотели списать, но авиакомпания все-таки восстановила его. Кроме своего бортового номера, самолет еще получил и собственное имя «Ижма». Прослужив еще 8 лет, он с почетом был передан в музей авиации Новосибирска.
А главный герой нашей истории Сергей Сотников в 2019 году вышел на пенсию. Он более 40 лет своей жизни отдал тому, что следил за аэропортом Ижмы, причем почти половину срока, аэропорт был фактически закрыт.
Наверное главной наградой для Сергея стало то, что сейчас про этот аэропорт не забыли, и кто знает, возможно когда-нибудь взлетно-посадочная полоса аэропорта Ижма еще примет не аварийный, а уже регулярный рейс.
Кстати, героем он себя не считает. С его слов он просто, выполнял свою работу. Действительно, иногда, чтобы стать героем не нужно совершать подвигов. Достаточно просто делать, то что ты должен.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник