- Советы начинающему художнику. Рисование углем
- Рисование углем — растушевка и растирание
- Рисование углем — фиксирование рисунка
- Как стирать угольный карандаш
- Виды угля для рисования
- Дополнительные инструменты
- Техника рисования углем: главные особенности
- Угольная графика: мастер-класс
- Как рисовать углем: начало работы
- Рисуем углем: тонирование
- Распространенные техники рисования углем и инструменты
- Древесный уголь
- Прессованный уголь
- Клячка — ластик для угля
- 5 древесных углей, которые вы должны знать
- Смешивание древесного угля
- Рисунок линиями прессованным углем
- Рисование клячкой
- Слои прессованным и древесным углем
- Комбинирование всех методов в одну композицию
Советы начинающему художнику. Рисование углем
Рисование углем популярно не случайно. Углем выполняют рисунки-штудии и наброски, эскизы и подготовительные рисунки «под живопись». Нередко в этой технике художники создают станковые произведения самостоятельного значения. Углем очень легко работать, так как он хорошо «ложится» на бумагу или холст, не требуя от художника большого физического напряжения: малейший нажим уже оставляет на бумаге видимый след. Это свойство угля позволяет рисовальщику быстро работать даже тогда, когда приходится покрывать на бумаге большие поверхности (что совсем нелегко, если мы говорим про наброски карандашом).
Уголь как соединяет в себе преимущества нескольких материалов. Остро заточенным углем можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголек, положенный на ребро, дает широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штриховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками. По богатству тонов уголь едва ли не превосходит все другие живописные материалы и во всех градациях тоновой шкалы — от воздушного серого до глубочайшего черного — отличается красотой и бархатистостью цвета. Достоинством угля является также и то, что он дает возможность внести поправки в рисунок, перекомпоновать целиком или переделать его. Уголь очень легко смахивается с бумаги или грунта, почти не оставляя следов. Большим практическим удобством для художника является также и то, что для работы углем годится почти любая бумага.
Недостатков у угля немного. Главным из них является то, что уголь легко смазывается. Чтобы рисунок не был утрачен, надо его закрепить — зафиксировать. Последнее является, в частности, серьезной помехой в использовании угля при работе на природе — рисунок необходимо зафиксировать и высушить сразу же на месте, иначе его едва ли удастся донести до дома.
Среди рисовальных материалов уголь — наиболее живописный. Им можно передать отношения различных цветов, их прозрачность и плотность, воздушную перспективу, светотень. Начинать рисунок можно так же, как и живопись, с размещения на листе больших тоновых масс, «постепенно уточняя и детально разрабатывая форму с тем, чтобы линия и контур появились только к концу работы. При этом, пользуясь тем, что уголь легко удаляется с поверхности бумаги, художник может начинать работу, нанося большие силуэты, без всякого предварительного оконтуривания. Однако особенно увлекаться таким методом не следует. Начинающим рисование углем в начале работы главное внимание обращать на более жесткое и конструктивное построение рисунка.
Подготовительные рисунки для живописи также не следует вести чисто живописным путем. Лучше в этом случае выполнить карандашом или твердым углем более жесткий рисунок, построенный не на пятне, а на штрихе и контуре. Важно это потому, что, разработав в угольном рисунке ряд чисто живописных задач, художник обрекает себя — при работе красками непосредственно на холсте — на повторение уже найденных решений. Этим он отнимает у себя ту радость открывания, ту непосредственность, которые составляют значительную часть прелести работы над художественным произведением.
Наброски углем можно, так же как и рисунки, делать и линиями разной толщины, и широким мазком, и пятном, и соединением пятна с линией. Очень полезно выполнять быстрые наброски, основанные на силуэтном пятне, сделанном растушеванным углем, и затем уже по этому пятну уточнять детали линией. Такие наброски полезны для воспитания у начинающего художника понимания силуэта в рисунке и умения передавать движение.
Рисование углем — растушевка и растирание
Растушевать уголь, размазать по поверхности штрих или несколько штрихов, превращая его в пятно необходимой интенсивности, практически можно чем угодно — уголь достаточно легко размазывается. Но существуют для этой цели и специальные растушевки. Они бывают в продаже, их легко сделать и самому. Для этого плотно свертывают трубочкой полоску бумаги. Один или оба конца этой бумажной трубки сводят на конус, подобно заточенному карандашу.
Обычно художники пользуются растушевками только при выполнении маленьких рисунков, когда необходимо достигнуть особо тонких тональных градаций. Чаще всего растушевывают уголь кистью, ватным тампоном, тряпочкой или просто пальцами.
Смахивают уголь тряпкой — именно смахивают, а не стирают, потому что при стирании он полностью не удаляется, а втирается в поверхность бумаги, создавая определенный тон. Если после смахивания угля на поверхности бумаги остаются следы — их стирают карандашной резинкой.
Стирать жирно положенный уголь, не смахнув его предварительно тряпкой, не следует: резинка сразу замусоливается, и оставляемые ею пятна убрать очень трудно. К концу работы бумага обычно целиком в какой-то степени затонирована углем. Самые светлые места можно протереть резинкой, тогда они станут чуть светлее общего тона рисунка.
Рисование углем — фиксирование рисунка
Рисунки, выполненные углем, необходимо фиксировать — закреплять. Для этого разбрызгивают по поверхности бумаги закрепляющую жидкость. Она бывает в продаже редко, и обычно художники не пользуются покупными фиксативами, а приготовляют их сами. Самый практичный фиксатив— снятое молоко, слегка разжиженное водой. Оно оставляет поверхность угля матовой, почти не влияет на его цвет и закрепляет уголь достаточно прочно. Можно пользоваться также сахарной водой, но этот фиксатив боится сырости. Можно использовать для фиксирования раствор канифоли в денатурате.
Раствор фиксатива наносят пульверизатором. Для этого рисунки кладут на пол и брызгают из пульверизатора, тщательно следя за тем, чтобы на рисунки равномерно оседала самая мелкая «роса», не образуя лужиц и крупных брызг. Весь уголь должен пропитаться фиксативом. После просыхания проверьте прочность закрепления, потерев сухим пальцем несущественное место рисунка, густо покрытое углем. Если уголь плохо закрепился, повторите пульверизацию.
РИСУНОК под живопись.
Если рисунок под живопись не делается краской, то, как правило, — углем. Он легко ложится на холст, как и на бумагу, и так же легко смахивается с него. Углем можно делать рисунок под масляную живопись и под темперу.
какой-нибудь одной из красок. После просыхания растворителя лишний уголь смахивают, потому что, если его оставить, он будет сильно загрязнять нижние слои краски.
Можно, разумеется, и зафиксировать рисунок, но это менее желательно, так как слабый фиксатив может не закрепить уголь, а крепкий создаст нежелательную прослойку между грунтом и краской. Некоторые живописцы, сами грунтующие холсты, предпочитают после закрепления рисунка нанести на холст еще один слон жидкого грунта во избежание загрязнения красок.
БУМАГА, УГОЛЬ.
Бумага для работы углем годится всякая, кроме гладкой. Рыхлые сорта бумаги даже предпочтительней — уголь хорошо в них впитывается и лучше закрепляется. Плотную и не очень шероховатую чертежную бумагу можно подготовить под уголь, протерев перед работой всю ее поверхность резинкой.
Уголь продается готовый, но его легко можно научиться приготовлять самому.
Затачивают уголь, срезая палочку наискось к одной стороне — наподобие среза пера. Заточенный таким образом, он дает возможность проводить линии и класть штрихи разной толщины и меньше ломается. Лучше перед началом работы заточить побольше углей, чтобы потом не отвлекаться из-за необходимости точить их.
Уголь — материал, не меняющий цвета, в этом смысле — материал вечный. Однако так как даже зафиксированный уголь сравнительно легко стирается и размазывается, хранить его лучше всего в папке, перекладывая рисунки гладкой бумагой или калькой, чтобы как можно меньше один лист терся о другой.
Источник
Как стирать угольный карандаш
Уголь является одним из древнейших художественных материалов, который и в наше время используется для создания как эскизов, так и самостоятельных работ. Читайте далее – и вы узнаете, как рисовать углем, если вы абсолютно незнакомы с этим материалом. Кстати, а какие же виды угля используют в рисовании?
Виды угля для рисования
- Угольные палочки. Изготавливаются из ивовых, буковых или виноградных веточек, которые обжигают в герметичной печи под воздействием высокой температуры. При растушевывании, создании градиентных переходов, тонировании больших участков легче использовать мягкие виды угля, а при рисовании мелких деталей, четких линий – твердые.
- Угольные карандаши. Тоже изготавливаются из древесины, но выглядят как графитовые карандаши, только с угольным грифелем внутри. Преимущества таких карандашей перед палочками заключаются в том, что от них не пачкаются руки и рисовать ими проще, особенно мелкие детали. А вот широкая штриховка с ними не удастся.
- Прессованный уголь. В его производстве используется не цельное дерево, а угольная крошка и растительный клей, которые смешиваются и прессуются. Их выпускают и в виде палочек, и в виде карандашей. Они оставляют очень глубокие, насыщенные черные линии, которые сложно удалить с бумаги.
Дополнительные инструменты
Бумага, на которой лучше всего рисовать углем, должна быть шероховатой – гладкая поверхность не удержит частички материала, и он будет осыпаться. Существует специальная бумага для угля, но рисовать можно и на пастельной или акварельной. В крайнем случае, можно воспользоваться чертежной бумагой, если натереть лист наждаком.
Чем еще примечательна угольная графика: уголь довольно легко удаляется. При этом используется, например, ластик-клячка, тряпочка или даже мякиш хлеба. Угольный след останется, но этого будет достаточно, чтобы что-то подкорректировать. Однако если угольные полосы растирать, то на бумаге могут остаться темные пятна, поэтому и рисовать углем нужно, не касаясь рукой листа.
Картины углем следует обрабатывать сверху специальным средством – фиксативом-закрепителем, создающим на поверхности бумаги тонкую пленку, и работы можно хранить, не боясь, что уголь осыпется.
Техника рисования углем: главные особенности
Если вы только начинаете рисовать, то вам будет проще попробовать рисовать карандашами. Обычный графитовый карандаш позволяет изображать даже самые тонкие линии и детали, стирается обыкновенной резинкой, при хранении рисунки не надо дополнительно обрабатывать, и рисовать карандашом можно на самой обычной бумаге.
К угольной же графике, хоть она и осваивается быстрее, еще нужно суметь приноровиться. Рисуя, нужно постоянно следить за степенью нажима, по необходимости ее варьировать, и все время чередовать это с растушевкой определенных участков. Этим материалом редко прорисовывают прямые линии, он больше используется при тонировании, создании градиента.
При рисовании применяются свободные движения, от простого к сложному – сначала создается набросок композиции, который затем тщательно прорисовывается. Контролировать толщину штриховки при рисовании угольными палочками можно, меняя угол их наклона.
Кроме привычного метода рисования черным углем по светлой бумаге, существует обратный способ, когда лист полностью закрашивается, а «рисовать» по нему начинают с помощью ластика, вытирая угольные участки в нужных местах. Дополнительно может применяться белая пастель или мелки.
Угольная графика: мастер-класс
А сейчас мы рассмотрим, как рисовать углем вот такой интересный рисунок – реалистичную имитацию блокнотного листа, приклеенного к стволу дерева. Выполняется он не слишком быстро, но увлекательно, и позволяет проработать основные детали данной техники.
Вам понадобятся следующие инструменты:
- бумага для угля (или акварельная, пастельная);
- самоклеящаяся бумага;
- перфорированный лист бумаги;
- твердый прессованный уголь;
- древесный уголь;
- ластик-клячка;
- ватные диски и палочки;
- остро заточенный карандаш;
- фиксатив для угля.
Как рисовать углем: начало работы
Возьмите лист бумаги и закрепите его на какой-либо твердой поверхности, чтобы он не смещался при рисовании.
Вырежьте из бумаги-самоклейки кусочки размером с будущий лист, приклеенный к дереву, и скотча, на котором он держится. Отделите самоклейку от защитной основы и наклейте на бумагу в нужном месте.
Теперь возьмите древесный уголь и полностью заштрихуйте лист, после чего растушуйте получившийся объем с помощью ватного диска, чтобы добиться мягкого и однородного фона.
Дабы ничего не размазать и не сдуть с листа, закрепите получившийся результат. Обычно это делается с помощью специального фиксатива, но в случае его отсутствия попробуйте в несколько слоев использовать обыкновенный лак для волос – хотя такой способ может сделать ваш рисунок темнее.
Далее следует передать на бумаге фактуру и текстуру деревянной поверхности. Нужно рисовать углем по растушеванной поверхности, только на этот раз не заполняя весь участок, а создавая вертикальные линии боковыми штрихами.
Впоследствии эти полосы нужно растушевать, однако не целиком, дабы они хорошо просматривались на бумаге.
Теперь используйте прессованный уголь и проведите штрихи потемнее для более подробной прорисовки коры.
Слегка растушуйте получившиеся штрихи, а затем рисуйте и растушевывайте их снова, до тех пор, пока древесная поверхность не станет выглядеть реалистично. Используйте клячку, чтобы стирать угольные следы и оставлять белые полосы, способствуя созданию объема рисунка.
Первая часть рисунка закончена, теперь вы знаете, как рисовать углем текстуру дерева.
Рисуем углем: тонирование
Будущий листик из блокнота висит на дереве, и поэтому должен создавать падающую на ствол тень. Определитесь с участком, который будет тенью, и обклейте его со всех сторон бумагой. Оставшуюся полоску заштрихуйте прессованным углем и растушуйте.
Снимите самоклеящуюся бумагу с рисунка. Возьмите заточенный карандаш и с помощью линейки обведите им участки, которые будут «скотчем».
Затем следует придать реалистичности нарисованному скотчу. Прикрепите самоклейку на рисунок так, чтобы она изолировала «скотч» от остальных участков рисунка. Закрашивайте «скотч» угольными остатками на ватном диске, который вы использовали ранее, придавая полоске бумаги серый тон.
Переклейте бумагу таким образом, чтобы она закрывала собой тот угол листика, который как бы заклеен «скотчем», а затем снова затонируйте свободный участок.
Сверху полос прорисуйте еще раз очертания древесной коры и растушуйте их. Делается это с целью придания прозрачности «скотчу».
Теперь возьмите перфорированный листочек и приложите его к рисунку – через него нужно закрасить дырочки, как через трафарет. Растушуйте закрашенные отверстия ватной палочкой.
Начертите на листике линеечки. Они должны быть ровными, с одинаковым отступом, поэтому облегчите себе задачу и заклейте поля с двух сторон самоклейкой.
На получившемся листике можно нарисовать какой-нибудь простой эскиз. И не забывайте про итоговое закрепление рисунка лаком.
Как только вы разберетесь, как выполнять такие рисунки углем для начинающих, то сможете рисовать и более сложные картины, например, натюрморты и портреты. Такие работы часто выполняют комбинированно, например, делают набросок портрета карандашом, а затем начинают по нему рисовать углем, как показано в следующем видеоуроке для детей:
Древесный уголь является одним из самых основных инструментов для рисования. Как и у карандаша, у него есть свой набор преимуществ и недостатков. Чтобы получить максимальную отдачу от материала, вы можете узнать о нескольких основных техниках рисования углем для начинающих, чтобы начать рисовать эскиз с уверенностью.
Как правило, древесный уголь отлично подходит для эскизов. Он поставляется со множеством степеней твердости, которые позволяют вам быстро перемещать вашу руку по бумаге, легко смешивать и переносить мелкие детали, когда это необходимо.
Распространенные техники рисования углем и инструменты
Во-первых, вам нужно несколько видов угля. Древесный уголь имеет две различные формы: древесный и прессованный. Важно знать разницу между ними.
Слева направо: древесный уголь, прессованный черный уголь и прессованный белый уголь
Древесный уголь
Древесный уголь — это мягкая палочка, очень светлая. Он практически ничего не весит и легко перемещается по бумаге. Из-за того, что он светлый, у вас не получится темный черный цвет. Вместо этого вы захотите использовать древесный уголь для рисования и для смешивания.
Прессованный уголь
Прессованный древесный уголь больше похож на карандаш — на самом деле он часто и производится в форме карандаша! Здесь уголь упаковывается очень плотно. Трудно смешивать и трудно стирать. Сжатый древесный уголь лучше всего подходит для тонких деталей и когда вам нужна жирная тень.
Вы также можете найти белый прессованный уголь, который хорошо подходит для бликов и акцентов.
Клячка — ластик для угля
Этот ластик сильно напоминает пластилин — вы можете сформировать его своими пальцами и использовать его в редуктивных рисунках. Чтобы очистить ластик, просто помните его в руках. Вы снова почувствуете себя ребенком!
5 древесных углей, которые вы должны знать
Имея древесный уголь, прессованный уголь и клячку своем арсенале, вы можете начать пробовать три простых метода рисования древесным углем. Затем вы можете объединить их в более интересные композиции. Экспериментируйте на шероховатой бумаге.
Смешивание древесного угля
Древесный уголь отлично подходит как основа для вашего рисунка; вы можете покрыть свою композицию древесным углем и растереть его в бумагу пальцами. Затем вы можете наложить еще древесного угля сверху или растереть его снова.
Рисунок линиями прессованным углем
Прессованный уголь лучше всего оставлять для тонких линий, сложных деталей и достижения жирного черного. Поскольку древесный уголь очень плотный, он не перемещается так же легко, как древесный уголь. Хотя вы можете набросать рисунок и им, но прессованный уголь не идеален для быстрых рисунков, где ваша рука должна двигаться с молниеносной скоростью. Скорее, он лучше всего подходит для работ, где вы прорисовываете линии, тем более, что прессованный уголь трудно стереть.
Рисование клячкой
Вы когда-нибудь пытались рисовать Клячка для рисования идеально подходит! Сначала создайте базовый слой древесным углем, затем используйте кляку, чтобы удалить часть угля, создав изображение с контрастирующими линиями.
Этот инструмент не будет удалять линии так же чисто, как обычный ластик, но он может забрать лишний уголь. Мне нравится вставлять его в наконечник и использовать как стирающий карандаш.
Слои прессованным и древесным углем
Начните с рисования с древесным углем в качестве вашей базы. Разотрите его пальцем. Затем нарисуйте более точные детали с помощью прессованного угля. Для особого акцента используйте белый прессованный уголь.
Комбинирование всех методов в одну композицию
Здесь уголь показывает все свои возможности. Когда вы комбинируете древесный, прессованный уголь и клячку для рисования, вы лучше чувствуете свою картину. Вы можете добиться этого несколькими способами, но начните со смешивания древесного угля на вашей бумаге. Затем, используя клячку, нарисуйте изображение, сняв слой угля. Закончите композицию прессованный углем, добавив тонкие детализирующие линию и блики.
Цитата сообщения Milendia_Solomarina
Уроки рисования карандашом, углём и клячкой.
Принципам рисования углём и стирательной резинкой английских школьников учат на уроках ещё в 5-м классе общеобразовательной школы. Но только сегодня я выяснила, что тот инструмент, что мой сын использовал несколько месяцев для рисования по-русски называется КЛЯЧКА!
Клячка отличается по принципу действия от обычного ластика — если тот просто стирает тонкий верхний слой бумаги, то на клячку прилипают частички графического материала (угля, пастели, графита, соуса и т.п.), не повреждая бумагу и не размазывая рисунок.(Подробнее под катом)
Несколько приёмов рисования от этого же автора:
Клячка Может как стирать карандаш (кроме твёрдых), так и чуть ослаблять его яркость. Клячкой не трут по бумаге, а как-бы прокатывают её по поверхности рисунка.
На заметку: Заострите клячку, скатав в пальцах колбаску с заострённым кончиком, тогда вы сможете стирать тонкие детали рисунка.
Хранить клячку нужно завёрнутой в целлофан, полиэтилен или фольгу, потому что на неё липнет пыль и клячка быстрее выходит из строя. Если пыль всё-таки налипнет, то клячку нужно перемять в пальцах, как кусок теста. И она снова будет «работать».
Важно! Формопласт разъедает пластмассы, поэтому хранить формопластовые клячки нужно в бумаге и следить, чтобы они не соприкасались с любыми пластмассовыми предметами. Такими как: корпус телефона, пенал, ручки, и т.п.
Пейзаж карандашом
Уголь мягок, пластичен, дает матовый, бархатистый черный тон, но требует закрепления, для фиксации можно использовать как специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.
Допускается сочетание угля с другими материалами — с сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «Ретушь».
Реалистичный рисунок карандашами и мелками
Помните у О’Генри рассказ о чертёжнике, который использовал чёрствый хлеб как ластик в своей работе, а сердобольная девица пожалела студента и купила ему однажды булку с маслом? Вот про ту самую технику сейчас и идёт рассказ… Молоком ещё фиксировать можно или лимонадом…
Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Несложный по технике приготовления, уголь обладает большим тональным диапазоном, удобен в работе, легко стирается, незаменим при исполнении больших рисунков, им удобно пользоваться в эскизных работах и беглых набросках. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.
Растирать уголь можно тряпочкой, рукой или специальной растушевкой, которая изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.
Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы рекомендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом.
При работе углем следует пользоваться шероховатой зернистой бумагой, можно и плотной чертежной, слегка протертой мелким наждаком или жесткой резинкой. Для рисунков углем можно использовать так называемую мундштучную бумагу.
Для выполнения длительных рисунков бумагу надо наклеить на рисовальную доску или толстый картон.
В средние века художники пользовались грунтованной бумагой (покрытой смесью цветного порошка, мела и клея).
Удачных рисунков! @Milendia
Когда я в фб и инстаграмме показала свои сокровища, все такие сразу: «Хотим обзор!» Типа: сейчас мы всё узнаем, и не надо будет покупать и пробовать самим всю эту гору карандашей. Ну ok, написала я обзор, читайте кому интересно! 🙂 Только по-моему, сэкономить всё равно не выйдет. )) Потому что всё зависит от бумаги и от стиля, а они у каждого свои. Кому-то надо понежней, кому-то погрубее/пофактурнее. Один часто ошибается и подтирает лишнее, а у другого более уверенная рука, да и любимая бумага не терпит ластика. В одной работе нужен самый глубокий чёрный цвет, а в другой такие контрасты совсем ни к чему. И под каждый проект придется подбирать свои материалы. Так что я могу только рассказать о своих критериях выбора, а вы намотайте на ус и сделайте по-своему. 🙂 И не будем забывать, что при всей своей любознательности я в рисовании новичок и могу многого не знать, неправильно понять и менять своё мнение в процессе.
Я в рисование пришла из фотографии, и хочу видеть здесь то же, что нравится в хороших черно-белых снимках: большой динамический диапазон с нежными деталями в светах, очень плотными тенями и интересной фактурой типа зерна. Один карандаш такой диапазон передать не в состоянии даже с разной силой нажатия, так что я стала использовать три: твердый уголь для средних тонов, очень мягкий — для теней и неугольный карандаш для светов, в основном для кожи. Вот для каждого из этих трех мне и нужно подобрать самый лучший вариант. 🙂
Повезло, что я прусь не по акварели или маркерам, там разоришься раньше, чем всё перепробуешь. )) Мне даже уголь в брусках не подходит, он слишком толстый для моих маленьких форматов, так что — только карандаши с грифелем
2 мм, а их на рынке не так уж много, можно все подряд перебрать. Главное список написать, чтобы не запутаться, в общем — систематический подход. ))
Сначала о материалах, чтобы понимать почему одни карандаши ведут себя так, в другие иначе. Чистый графит я не рассматриваю вообще, потому что он блестит (и рисовать, и снимать неудобно). Итого мы имеем дело с тремя типами:
собственно угольные карандаши, которые делаются из прессованного угля часто в смеси с глиной и какими-то связующими веществами. От состава зависит твердость грифеля (твердый даёт темносерый тон, мягкий — почти черный). Уголь довольно грубый материал, дающий интересную неровную штриховку, по бумаге скользит с некоторым усилием, в худшем случае ее цапарает. При этом он очень легко растушевывается и легко снимается ластиком-клячкой (если только не втереть в бумагу с усилием тыщу слоев);
«карбон» или «неро» — так производители обычно называют смесь глины с сажей, иногда углём и графитом. Там ещё есть какая-то масляная основа, у всех своя рецептура, не всегда понятная. Такого типа карандаши гораздо нежнее угольных, легко скользят по бумаге и ровнее на неё ложатся. В зависимости от состава тон тут может быть любой от нежнейшего серого до ну просто аццски чОрного, демоны одобряэ, и я вместе с ними. ^__^ Но поскольку такие карандаши жирнее, то и стираются они заметно хуже угольных.
Окинув взглядом онлайн-магазины, я выписала всех(?) производителей угольных, пастельных и аналогичных им карандашей. Получилось не так уж много:
Сaran d’Ache — никакого угля, только пастельные карандаши, две серии цветных Luminance и Pablo, акварельные Supracolor, Prismalo и Museum Aquarelle.
Conte — одна линейка угольных и одна пастельных карандашей, а также серии Carbon и Pierre Noire (смеси угля наверное с графитом).
CretaColor — по одной линейке угольных и пастельных карандашей, «неро» (уголь на жирной основе), цветные Karmina и Artist studio и акварельные Marino и Artist studio.
Daler Rowney — пастельные карандаши, в серии Artists’ Sketching есть один угольный карандаш и какие-то цветные черные.
Derwent — угольные карандаши, пастельные и несколько линеек цветных карандашей (Artists, Coloursoft, Drawing, Studio), акварельные Watercolour, чернильные Inktense, всякого рода простой и тонированный графит и тонированный уголь (это мне не надо)
Faber-Castell — две линейки угольных карандашей Pitt Charcoal, пастельные Pitt Pastel, цветные карандаши Polychromos, акварельные Albrecht Durer и Art Grip.
General’s Pencil Company — линейка просто угольных карандашей «The Original» Charcoal Pencils (пять разной мягкости), Primo Euro Blend Charcoal Pencils (уголь с чем-то в смеси), Carbon Sketch (уголь+графит), пастельные MultiPastel Pastel Chalk Pencils и акварельные Kimberly.
Наверняка они вам знакомы, ну может кроме General’s. И вот всего этого я и заказала по одной штучке. )) Иногда, увы, они продавались только в наборах, как в СССР: хочешь
угольный карандашик — вот тебе в нагрузку
три кило перловки и грузинский чай
пучок простых карандашей, точилку и ластик. Куда теперь девать этот графит, блин. )) Покупала всё в Jackson’s Art и на Амазоне, несколько штук у меня уже были из разных оффлайн-магазинов, а что-то нашлось в той студии, куда я рисовать учиться хожу.
Я также попробовала Lyra и Stabilo — известных производителей канцелярки и товаров для детского творчества. Ничего особенного не ожидала, но проверила на всякий случай. Естественно, качество оказалось не ахти. Знаете, это как с цветными карандашами нехудожественными — вроде и яркие, но такие жесткие, что рисовать невозможно. Пощупала также подвернувшиеся под руку непонятные бренды Royal & Langnickel, Wolff’s и Tiger (подарки и товары для творчества) — тоже не впечатлили (зато у Tiger’а бывают клёвые квадратные скетчбуки в переплёте!). Известный акварельщикам Winsor & Newton, а также некоторые другие типа Coates Charcoal и Nitram ориентированы только на
натуральный и/или прессованный уголь веточками, брусками или в порошке (представляете, вёдрами!), так что оказались мне неинтересны. (Хотя… ведро угольного порошка… это ж какой армагеддон можно устроить в моей белой квартире.)
Получив три коробки этого добра, я села и провела первый тур отбора: беспорядочно почирикала на любимой бумаге и сразу отложила всё, что не подошло. Совсем разочарований было немного: не понравились угольные карандаши Derwent (грубые и царапают бумагу, у них там песок, что ли). Остальное браковалось по очень субъективным причинам: «недостаточно светлый и гладкий для кожи», «темноват для средних тонов», «недостаточно черный для теней», «фигово стирается». В итоге осталось два десятка карандашей, прошедших во второй тур.
Вот тут я уже сделала нормальную выкраску, всех подписала и вам покажу. Каждый квадратик я закрасила сверху посветлей, снизу потемней (чтоб увидеть диапазон тонов), а правую часть потом стерла ластиком-клячкой (чтоб узнать, насколько хорошо стирается). Мне это важно, я лажаюсь часто. ))
Это то, чем я делаю бОльшую часть рисунка. Здесь у меня всего три претендента.
*Коричневые* Faber-Castell Pitt Charcoal — похоже, один из самых популярных угольных карандашей (коричневая оправа, стержень конечно черный). Они бывают трех степеней мягкости, мне для средних тонов подходит твердый (Hard). Я начинала рисовать угольные картинки именно Питтами, и как потом выяснилось — это и был самый правильный выбор (ну и зачем было тестировать всю остальную гору?). ))
Оказывается, у FC есть ещё одна серия угольных карандашей с точно таким же названием, только в черной оправе. Можно даже подумать, что это одно и то же, но на обороте у *коричневого* написано Reisskohle (прессованный уголь), а у *черного* Zeichenkohle (натуральный). Как такое может быть — я не понимаю. Натуральный непрессованный уголь в палочках очень легкий, пористый, рыхлый и крошится — и фаберовский карандаш на него совершенно не похож. Но цвет действительно немного различается — *черный* Pitt темнее *коричневого*, хуже стирается и мне не очень подходит.
Третий претендент — твердый уголь от американского бренда General’s. Он в общем идентичен *коричневому* Питту, хоть и стирается хуже. Сидит у меня на скамейке запасных, вдруг кончится Питт, а рисовать дозарезу надо. ))
Света — это кожа, облака, жемчуг и прочие нежности. Здесь мне нужно что-то бледно-серенькое и ложащееся равномерно без грубой текстуры — то есть вроде цветного черного карандаша. Вообще они у всех приличных брендов хороши (хотя некоторые темноваты). Из-за своей жирной или восковой основы они чудесно скользят по бумаге и ровно ложатся. Но из-за нее же плохо стираются — это главный их косяк. Поэтому было большим облегчением внезапно найти CretaColor Nero hard, который ну просто со всех сторон идеален. Здесь он виден на лице, здесь на светлой части руки, здесь в волосах и мелких деталях. А если нужно немного затемнить, не теряя нежности, у меня есть его более мягкий вариант CretaColor Nero extrasoft.
Ещё неплох черный фабер-кастеловский Polychromos, он на скамейке запасных. Остальные: акварельный фабер-кастеловский Durer и пара Кохиноров — не выдержали конкуренции. Кстати, акварельный Кохинор блестит, видать графиту переложили.
Насыщенные тени, контрастные детали, выразительные зрачки с ресницами и
чёрные котики в контражуре — вот для этого всего нужен очень хороший черный карандаш. По-настоящему черный, такой в котором взгляд утопает. И у нас тут раздолье, 12 претендентов!
Первым номером опять стоит *коричневый* Faber-Castell Pitt Charcoal (soft), мой давний фаворит. Вот здесь, например, его много. Сидела без него три месяца (посылка потерялась), заменяла всякими аналогами, а тут получила, попробовала снова — и правда чудесный!
В нижнем ряду вы опять видим американский бренд General’s, три их линейки: угольно-графитный Carbon Sketch, просто угольный карандаш («The Original» Charcoal Pencils, самый мягкий) и «специальный» серии Primo Euro Blend (трех разных мягкостей). Чего там в этот евробленд намешали не знаю, но получился очень глубокий бархатный черный цвет. Очень мягкий, сильно крошится. Почему-то самым темным кажется B (а не 3В). Вот здесь он на фоне в нижнем правом углу, а здесь в силуэтах ёлок.
Питтовский черный цвет теплый, Генеральский — холодный (если кому-то это важно). Черный мел от CretaColor и Pierre Noire от Conte недотягивают по насыщенности. *Черный* Питт на вид вроде неплох, как и самый мягкий Кохинор (2), но почему-то меня не прут. Вроде и бумагу не царапают, и ложатся ровно, но всё равно — ход и звук не тот! Вот кто бы мог подумать, что рисование — такая тактильная штука, и что ощущение материалов пальцами и ухом настолько важно. о_О А *коричневые* Питты и все General’s скользят правильно и издают не скрип, а очень приятное «шур-шур-шуур». ^___^ Может, у них помол мельче, а может это у меня
чисто субъективное. Поэтому и говорю: надо самим карандаши щупать и слушать: они для каждого по-своему шуршать будут.
Что обязательно нужно добавить про любые мягкие угольные и угольно-графитные карандаши: они быстро стачиваются, слегка крошатся на бумагу и очень хрупкие. Уронил один раз — и всё, покойник. Будет внутри весь поломанный, я так две штуки тупо сточила до нуля и выкинула. Поэтому брать их надо сразу десяток и
хранить по отдельности. )) По этой же причине точить точилкой их не получится, нужен более деликатный подход —
острым макетным ножом, осторожно придерживая стержень пальцем.
В дополнение хочу указать на хороший обзор белых пастельных карандашей и их аналогов. Ну там усы рисовать котикам и прочее белое-на-тёмном. Я тоже пощупала несколько разных (в нагрузку дали) и решила, что General’s и тут рулят. И обрадовалась, что более опытный автор обзора пришла к такому же выводу. 😀
В кои-то веки у меня образовались огрызки карандашей, чему я очень рада. Это значит реально использую материалы, а не как обычно «купил, попробовал и валяется». )) Для огрызков удобно юзать такие держалки как сверху (Derwent), а такие как снизу (noname) покупать не надо: приклеено фигово, проворачивается и неудобно в руке.
Ну вот и всё, что я покамест имею сказать по теме. Спасибо, что дочитали эту простыню. )) Забавно видеть такой обзор от меня, прожженного фотошопщика, но надеюсь кому-то он окажется полезным (заодно сама разобралась). Если вы знаете что-нибудь интересное, велком в комменты! А то может я проглядела какие-то хорошие бренды или неверно что-то поняла.
Выгребла я почти всё по своему списку, неопробованными осталось только несколько цветных, акварельных и пастельных карандашей (например, не встретилось ничего от Daler Rowney). Я их пощупаю при случае, но вряд ли там спрятался кто-то лучше моих нынешних фаворитов. А ещё совсем не раскрыта тема азиатских брендов, но скоро я еду в Гонконг и думаю там с этим разобраться. ^__^
#иллюстрация #рисунок #рисование #уголь
Источник