Чем чистят орудийные стволы

Чистка и смазка пушки танка

Чистка и смазка пушки производится экипажем. Наружная поверхность очищается от пыли и грязи ветошью, а в случае сильного загрязнения обмывается водой и насухо протирается. Углубления, пазы и все труднодоступные места прочищаются с помощью палочек с намотанной на них ветошью. Чистка ствола при температуре окружающего воздуха от 50 до -10° С производится химическим способом с применением раствора РЧС. При температуре ниже -10° С раствор замерзает, поэтому ствол чистят керосином или дизельным топливом. С появлением возможности для применения РЧС чистка ствола должна быть повторена с применением раствора.

РЧС обеспечивает удаление меди и частичное удаление нагара, оставшихся в канале ствола после стрельбы. Оставшийся после применения РЧС нагар удаляется механическим путем (банником с кардочистильной лентой). РЧС приготовляется в количестве, необходимом для чистки в течение дня. При приготовлении соблюдается пропорция: вода 1 л, углекислый аммонии 100 г, двухромовокислый калий (хромпик) 5-10 г. Допускается применение подогретой воды до 50° С. Нагревать раствор запрещается, так как при этом углекислый аммоний разлагается. Неиспользованный раствор может храниться в негерметичной таре не более 5-7 дней. Канал ствола чистить в день стрельбы после его остывания. При чистке ствола раствором РЧС необходимо вставить поддон, предварительно установив вместо капсюльной втулки дренажную трубку 2А26-С642-8, при этом клин затвора должен придерживать поддон от выпадания.

Свободный конец дренажной трубки вывести наружу через люк и закрепить.
Зарядная камора чистится с казенной части щеткой банника только с одной штангой. При этом принимаются меры для предотвращения попадания раствора на провода, кабельные узлы и приборы. Чистку производят до полного удаления меди и нагара, после чего канал ствола протирается сухой ветошью, а качество чистки проверяется контрольной салфеткой. Если на салфетке нет следов нагара, а в канале ствола не видно омеднения, то чистку заканчивают. Вычищенный канал ствола необходимо сразу смазать. Для этого на щетку банника намотать чистую ветошь, пропитанную смазкой ГОИ-54п, и продвинуть щетку от дульной части канала ствола к казенной части и обратно. Так проделать четыре-пять раз. Зарядную камору смазать с казенной части. Смазка должна лежать ровным слоем по всей поверхности канала ствола. Смазочные материалы хранить в чистых и плотно закрытых бидонах или жестянках. Взятую из бидона или жестянки смазку обратно в тот же сосуд не помещать.

Читайте также:  Как вывести личинки овода у коров

Чистку и смазку механизма продувания канала ствола производить после
каждой стрельбы одновременно с чисткой капала ствола, для чего:
— придать стволу максимальный угол склонения, вывинтить из сливного отверстия ресивера пробку и выпустить в посуду жидкость, скопившуюся там при чистке канала ствола;
— снять термозащитный кожух;
— разобрать механизм продувания канала ствола, отвернув 1айку крепления ресивера ключом 2А20-42-1;
— смазать детали и наружную часть трубы под ресивером смазкой ГОИ-54п для размягчения нагара;
— удалить нагар с деталей механизма и наружной части грубы под ресивером ветошью, пропитанной керосином или дизельным топливом;
— покрыть смазкой ГОИ-54п детали механизма продувания канала ствола и наружную часть трубы под ресивером (для смазывания гайки крепления ресивера использовать графитную смазку);
— собрать механизм продувания ствола.

Если стрельба не производилась, то при чистке канала ствола механизм продувания пе разбирать. Жидкость, скопившуюся в ресивере при чистке канала ствола, выпустить через сливное отверстие ресивера. Чистка и смазка затвора производится одновременно с чисткой канала ствола. Для чистки необходимо не полностью разобрать затвор и все детали протереть сухой ветошью. Детали стреляющего механизма, гнездо для него в клине и зеркало клина после стрельбы вычистить керосином или дизельным топливом и насухо протереть ветошью. При сильном загрязнении части затвора промыть, после чего протереть их насухо чистой ветошью. Пазы, углубления и выемки тщательно прочистить ветошью, намотанной на заостренные концы палочек. После окончания чистки детали механизмов затвора смазать, протирая ветошыо, пропитанной смазкой ГОИ-54п.

Люлька, подъемный механизм, ограждение, противооткатные устройства и спусковой механизм протираются без разборки сухой ветошью. Зубья сектора люльки и вала-шестерни подъемного механизма протирают ветошью, намотанной на острые концы деревянных палочек. При сильном загрязнении все названные узлы можно чистить ветошью, смоченной в керосине или дизельном топливе, принимая меры к предотвращению попадания керосина ii дизельного топлива внутрь механизмов. Затем неокрашенные места протираются чистой ветошью, пропитанной смазкой ГОИ-54п. Внутренние части люльки и детали подъемного механизма смазываются принудительно. Давление в маслопроводах системы смазки люльки и во внутренней полости подъемного механизма создается тавотонабивателем 2А20-С641-58. Вместо смазки ГОИ-54п разрешается использовать смазку ЦИАТИМ-201.

Читайте также:  Чем вывести пятно от вина красного с постельного белья

Профессионально занимаетесь фотографией? или просто любитель? В любом случае вам поможет сайт Все для фотографа. Там вы найдете все необходимое, интересное, что поможет вам с легкостью творить чудеса фотографии.

Источник

Просто о сложном: чистка оружия

Англичане, как известно, ружья кирпичом не чистят. Ну да и мы не лыком шиты. Что нужно для поддержания вашего огнестрела в рабочем состоянии? Если все знаете, сразу переходите к разделу средства для чистки огнестрельного оружия.

Итак, нам понадобятся:

Шомпол

Стержень, на который крепятся насадки для чистки и смазки канала оружейного ствола. Шомпол необходимо подбирать так, чтобы его длина превышала длину ствола вашего оружия. Для удобства хранения шомполы делают, как правило, разборными, состоящими из двух-трёх-четырёх частей. Классическим, однако, считается шомпол неразборный. Для нарезного оружия применяется рукоятка на подшипнике.

Портативные шомполы-шнуры — частный случай шомполов. Они выполняют почти те же функции, что и классический шомпол, но не способны, например, вытолкнуть застрявшую пулю, из-за чего охота может закончиться, так и не начавшись. Нечасто, но бывает, особенно когда вы используете отлитые самостоятельно пули.


Гибкий шомпол Dewey

Стоит также отметить чистящие шнуры, или «змейки». Они служат для первичного удаления нагара, влаги и грязи из ствола, при этом места в рюкзаке почти не занимают. Неоценимая вещь на охоте!

Чистящий шнур Bore Snake для нарезных карабинов разных калибров

Вишеры

Алюминиевые, пластиковые, латунные, бронзовые, реже стальные насадки на шомпол. Бывают разных форм и конфигураций, от простых петель до сложных пружинных приспособлений.

Классический вишер с петлёй используется вместе с ветошью (идея взять тряпочку и протереть что-нибудь возникла у человечества одновременно с появлением тряпочек и чего-нибудь, что можно протереть). Каких-то жёстких правил крепления ветоши нет, кто-то просто пропускает её сквозь петлю, кто-то закручивает особо эффективным образом (у каждого он свой). Главное — обеспечить надёжный контакт и убедиться, что металл вишера не повредит «зеркало» внутри ствола.

Вишер с ветошью

Вишеры для патчей снабжены шипами, на них удобно наколоть хлопчатобумажный патч. Отработанный патч просто сбрасывается в заранее подготовленный пакет для мусора.

Вишер с патчем в процессе чистки

Ёршики

Они бывают стальными, бронзовыми либо латунными. Изготавливаются из тонкой мягкой проволоки и служат для очистки канала ствола от нагара и следов свинца. Могут быть спиральными или в виде щётки.

Спиральные ёршики лишены острых граней, металлические ворсинки эффективно снимают нагар, свинец и омеднение.

Ёршики разных калибров визуально отличаются друг от друга, ведь они производятся под разный диаметр канала ствола.


Ёршик Dewey под калибры от 410 до 12 (диаметр ствола 18.2 — 18.7 мм)

Ёршик Dewey под калибр 7.62 мм

Как мы видим, длина ворса у ёршика для чистки оружия 12 калибра и у ёршика для 7,62 разная, и поэтому, даже если не проставлены характеристики, спутать их невозможно.

Нужно ли добавлять, что чистка оружия должна производиться ёршиками, подходящими по калибру?

Пуховка

Или же мопс (в англоязычных источниках), может применяться для смазки ствола или в качестве поршня при промывке — с её помощью удобно прокачивать через ствол налитую в таз жидкость.

Маслёнка

Используется для хранения масла либо масел (нейтрального и щелочного).

Отвертки

Всегда пригодятся подтянуть разболтавшиеся винты. Подбирайте их соответственно вашим шлицам. Металл должен быть твёрдым, без острых кромок.

С инструментом определились, приступаем к чистке.

Определим такие правила:

  1. Разрядите оружие. Вытащите магазин, извлеките патрон из патронника, отложите в сторону. Сделали? Проверьте ещё раз.
  2. Оружие желательно чистить сразу после стрельб. То, что сегодня займёт у вас полчаса, завтра и послезавтра может превратиться в многочасовой квест.
  3. Чистка не повредит и в том случае, если оружие побывало на улице, но не стреляло.
  4. Даже если оружие не покидает сейф, не забывайте о чистке его один раз в пару месяцев.
  5. Не торопитесь и не пытайтесь убрать нагар предметами и веществами, для этого не предназначенными. Так, популярное в некоторых кругах замачивание ствола в щелочи способно повредить хромовое покрытие и саму нержавеющую сталь. Используйте лучше пену для чистки оружия.
  6. Чистка ствола производится от казённой части (ближней к патроннику) к дульной, то есть по направлению полёта пули. Не совершайте возвратно-поступательные движения в стволе — твёрдые частицы, которые собираются на патче, ветоши или ёршике, поцарапают ствол.
  7. Меняйте патч и ветошь почаще, поначалу после одного-двух проходов.

Дальше чистим оружие в следующем порядке:

  1. Убедитесь, что оружие разряжено. Да-да, снова.
  2. Нанесите щелочную смазку внутри канала ствола и на детали, которые контактировали с пороховыми газами (затвор и т. д.). Оставьте на четверть часа.
  3. Пройдитесь чистым патчем или ветошью. Все части должны быть сухими.
  4. Проведите по стволовому каналу сухим и чистым ёршиком.
  5. Смочите чистый патч слабощелочным раствором, протрите, замените патч, вытрите насухо. Повторите, пока нагар не отчистится. Это основной и самый длительный и утомительный процесс, который может занять несколько часов времени. Фактически, именно это и есть чистка.
  6. После того, как ушёл весь крупный нагар, — вы поймёте это по тому, что патчи выходят куда более чистыми, — переходим ко второй стадии. Смочите патч нейтральной смазкой, а дальше — всё как в п.5 В итоге патчи будут практически чистыми.
  7. Смазываем ствол патчем с нанесённым нейтральным маслом, протираем насухо.
  8. Ёршиком очищаем патронник, избегая пульного входа. Протираем начисто, обрабатываем патчем с нейтральным маслом, а затем сухим патчем.
  9. Снимаем ударно-спусковой механизм, промываем его керосином, вытираем насухо. Смазываем нейтральной смазкой.
  10. Очищаем остальной механизм латунной щёткой.
  11. Покрываем тонким слоем нейтральной смазки и собираем, либо собираем и смазываем — как вам удобнее.

Ну вот и всё. Ваше оружие чистое, оно готово как к хранению, так и к следующим стрельбам. Не забывайте проверять его один раз в пару месяцев. Оружие, как и женщины, любит ласку.

Нет, ну ладно оружие, но с женщинами вообще непонятно. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Источник

Сбережение стрелкового оружия: чистка и смазка

Лич­ный со­став, за ко­то­рым за­кре­п­ле­но ору­жие, про­из­во­дит чи­ст­ку стрел­ко­во­го ору­жия по­сле стрель­бы бое­вы­ми или хо­ло­сты­ми па­тро­на­ми, по­сле на­ря­да и по­ле­вых за­ня­тий без стрель­бы, в бое­вой об­ста­нов­ке и на дли­тель­ных уче­ни­ях, при под­го­тов­ке ору­жия к стрель­бе, а так­же в тех слу­ча­ях, ко­гда ору­жие сто­ит в пи­ра­ми­де без упот­реб­ле­ния.

Ка­ж­дый сол­дат дол­жен твер­до знать пра­ви­ла чи­ст­ки и смаз­ки ору­жия в раз­лич­ных ус­ло­ви­ях, ха­рак­те­ри­сти­ки про­ти­роч­ных и сма­зоч­ных ма­те­риа­лов, по­ря­док (по­сле­до­ва­тель­ность) чи­ст­ки и смаз­ки ору­жия.

Од­на­ко не­ред­ко у от­дель­ных во­ен­но­слу­жа­щих бы­ту­ет не­пра­виль­ное по­ни­ма­ние по­ряд­ка чи­ст­ки ору­жия по­сле стрель­бы бое­вы­ми или хо­ло­сты­ми па­тро­на­ми. Не­ко­то­рые по­че­му-то счи­та­ют, что сра­зу же по­сле стрель­бы дос­та­точ­но толь­ко за­лить ка­нал ство­ла лю­бой ру­жей­ной смаз­кой, а час­ти, со­при­ка­сав­шие­ся с по­ро­хо­вым на­га­ром, толь­ко сма­зать, ру­жей­ной или жид­кой ру­жей­ной смаз­кой. Это яв­ля­ет­ся гру­бым на­ру­ше­ни­ем по­ряд­ка чи­ст­ки ору­жия.

При об­ра­ще­нии со стрел­ко­вым ору­жи­ем не­об­хо­ди­мо пом­нить, что су­ще­ст­ву­ют три эта­па чи­ст­ки ору­жия по­сле стрель­бы:

  • не­мед­лен­но по­сле стрель­бы на стрель­би­ще (в по­ле) нуж­но обя­за­тель­но вы­чис­тить и сма­зать ка­нал ство­ла и час­ти, на­хо­див­шие­ся под воз­дей­ст­ви­ем по­ро­хо­во­го на­га­ра (за­твор, га­зо­вую труб­ку, за­твор­ную ра­му с га­зо­вым порш­нем, га­зо­вую ка­мо­ру, стволь­ную ко­роб­ку), что­бы мак­си­маль­но уда­лить с по­верх­но­сти ка­на­ла ство­ла и дру­гих час­тей ору­жия по­ро­хо­вой на­гар, ибо толь­ко это га­ран­ти­ру­ет то, что не бу­дет про­ис­хо­дить кор­ро­зия час­тей ору­жия;
  • по­сколь­ку ме­ха­ни­че­ским пу­тем за од­ну чи­ст­ку не­воз­мож­но уда­лить по­ро­хо­вой на­гар, то по воз­вра­ще­нии со стрель­бы в под­раз­де­ле­ние не­об­хо­ди­мо про­из­ве­сти пол­ную чи­ст­ку и смаз­ку ору­жия;
  • чи­ст­ка и смаз­ка ору­жия долж­на по­вто­рять­ся и в те­че­ние по­сле­дую­щих 3-4 дней еже­днев­но.

В бое­вой об­ста­нов­ке и на дли­тель­ных уче­ни­ях чи­ст­ка ору­жия про­во­дит­ся еже­днев­но — в пе­рио­ды за­ти­шья боя и во вре­мя пе­ре­ры­вов в уче­ни­ях. Ес­ли ору­жие не ис­поль­зу­ет­ся, а на­хо­дит­ся в пи­ра­ми­де, то чи­ст­ка и смаз­ка без раз­бор­ки про­во­дит­ся не ре­же од­но­го раза в семь дней, а в ус­ло­ви­ях жар­ко­го и су­хо­го кли­ма­та — че­рез 2-4 дня.

Чи­ст­ка ору­жия при ка­зар­мен­ном или ла­гер­ном рас­по­ло­же­нии про­из­во­дит­ся в мес­тах, от­ве­ден­ных для чи­ст­ки, на спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ных сто­лах, а в бое­вой или по­ход­ной об­ста­нов­ке — на чис­тых под­стил­ках, дос­ках, фа­не­ре и т.п.

Из средств ма­те­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния при про­ве­де­нии ра­бот по чи­ст­ке и смаз­ке ору­жия не­об­хо­ди­мо иметь: при­над­леж­но­сти бое­во­го штат­но­го ору­жия; на­бор про­ти­роч­ных и сма­зоч­ных ма­те­риа­лов (ве­тошь, пак­ля, бу­ма­га КВ-22, жид­кая ру­жей­ная смаз­ка, ру­жей­ная смаз­ка, рас­твор для чи­ст­ки ка­на­лов ство­лов); ком­плект де­ре­вян­ных па­ло­чек для удоб­ст­ва чи­ст­ки и смаз­ки па­зов, вы­ре­зов и от­вер­стий.

Жид­кая ру­жей­ная смаз­ка яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ной и при­ме­ня­ет­ся как для чи­ст­ки, так и для смаз­ки ка­на­ла ство­ла и дру­гих час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха от +50 гра­ду­сов до -50 гра­ду­сов по С.

Кро­ме то­го, сле­ду­ет по­сто­ян­но пом­нить, что:

  • в по­ле­вых ус­ло­ви­ях все стрел­ко­вое ору­жие на­до чис­тить и сма­зы­вать толь­ко этой смаз­кой;
  • ес­ли по­сле стрель­бы на стрель­би­ще ору­жие чис­ти­лось жид­кой ру­жей­ной смаз­кой, то по­сле воз­вра­ще­ния в ка­зар­му его не­об­хо­ди­мо вы­чис­тить рас­тво­ром РЧС.

Ру­жей­ная смаз­ка при­ме­ня­ет­ся толь­ко для сма­зы­ва­ния ка­на­ла ство­ла, час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия по­сле его чи­ст­ки в те­п­лое вре­мя при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха вы­ше 5 гра­ду­сов по С.

Сол­да­ты долж­ны чет­ко знать от­ли­чия од­но­го ви­да смаз­ки от дру­го­го по цве­ту, за­па­ху и вяз­ко­сти, при­чем не толь­ко в свет­лое вре­мя, но и в тем­но­те.

Уда­ле­ние ржав­чи­ны на стрел­ко­вом ору­жии про­из­во­дит­ся пу­тем про­ти­ра­ния ве­то­шью (пак­лей), смо­чен­ной жид­кой ру­жей­ной смаз­кой, с по­мо­щью при­над­леж­но­сти и де­ре­вян­ных па­ло­чек, как ука­за­но в НСД или ру­ко­во­дстве на об­ра­зец ору­жия.

Ес­ли ржав­чи­на за­твер­де­ла и не уда­ля­ет­ся ука­зан­ным спо­со­бом, то ору­жие на­прав­ля­ет­ся в вой­ско­вой ре­монт­ный ор­ган. В этом слу­чае ре­ко­мен­ду­ет­ся при­ме­не­ние очи­щен­но­го (обез­во­жен­но­го) ке­ро­си­на или уайт-с­пи­ри­та. Для ис­поль­зо­ва­ния очи­щен­но­го ке­ро­си­на по­ва­рен­ную соль про­ка­ли­ва­ют на элек­тро­плит­ке до пол­но­го уда­ле­ния вла­ги. Про­ка­лен­ную соль на­кла­ды­ва­ют в во­рон­ку и че­рез нее про­пус­ка­ют (фильт­ру­ют) ке­ро­син. До­пус­ка­ет­ся че­рез один и тот же фильтр про­пус­ка­ние от че­ты­рех до вось­ми объ­е­мов ке­ро­си­на по от­но­ше­нию к объ­е­му со­ли в фильт­ре. В про­цес­се фильт­ро­ва­ния про­ка­лен­ная соль обез­во­жи­ва­ет ке­ро­син. Для уда­ле­ния ржав­чи­ны ору­жие раз­би­ра­ет­ся, и ржа­вые де­та­ли вы­дер­жи­ва­ют до 2 ча­сов в ван­не с обез­во­жен­ным ке­ро­си­ном или уайт-с­пи­ри­том, за­тем де­та­ли про­ти­ра­ют на­су­хо и сма­зы­ва­ют жид­кой ру­жей­ной смаз­кой.

Ке­ро­син (уайт-с­пи­рит), про­пи­ты­вая ржав­чи­ну, ос­лаб­ля­ет сце­п­ле­ние ржав­чи­ны с ме­тал­лом и тем са­мым об­лег­ча­ет ее уда­ле­ние ме­ха­ни­че­ским спо­со­бом (пак­лей, ве­то­шью, де­ре­вян­ны­ми па­лоч­ка­ми или кор­до­вой щет­кой — с на­руж­ных по­верх­но­стей; пак­лей, ве­то­шью, де­ре­вян­ны­ми па­лоч­ка­ми или сталь­ным ер­ши­ком — с по­верх­но­сти ка­на­ла ство­ла).

При этом раз­ре­ша­ет­ся уда­ле­ние толь­ко на­ле­та ржав­чи­ны. Ма­то­вая по­верх­ность ка­на­ла ство­ла, не ос­тав­ляю­щая при про­ти­ра­нии сле­дов ржав­чи­ны на ве­то­ши, не яв­ля­ет­ся не­дос­тат­ком. За­пре­ща­ет­ся вы­во­дить сле­ды ржав­чи­ны и ра­ко­ви­ны, а так­же чис­тить шли­фо­валь­ной шкур­кой или дру­ги­ми аб­ра­зив­ны­ми ма­те­риа­ла­ми па­трон­ник ство­ла, пат­ру­бок га­зо­вой ка­ме­ры, га­зо­вый ре­гу­ля­тор, пор­шень за­твор­ной ра­мы, ча­шеч­ку за­тво­ра, опор­ные плос­ко­сти за­тво­ра.

При не­со­блю­де­нии это­го тре­бо­ва­ния про­ис­хо­дит из­ме­не­ние гео­мет­ри­че­ских раз­ме­ров де­та­лей, что при­во­дит к на­ру­ше­нию нор­маль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия ме­ха­низ­мов и к за­держ­кам при стрель­бе. Кро­ме то­го, про­ис­хо­дит на­ру­ше­ние за­щит­ных ла­ко­кра­соч­ных и хи­ми­че­ских по­кры­тий де­та­лей, а поя­вив­шие­ся на ме­тал­ле ца­ра­пи­ны при­во­дят к по­яв­ле­нию ржав­чи­ны.

За­гряз­не­ние ка­на­ла ство­ла и дру­гих де­та­лей (за­тво­ра, за­твор­ной ра­мы и т. п.) на­га­ром, имею­щим в сво­ем со­ста­ве рас­тво­ри­мые гиг­ро­ско­пи­че­ские со­ли, при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию элек­тро­ли­тов, вы­зы­ваю­щих уси­лен­ную кор­ро­зию. По­это­му от­ло­же­ния по­ро­хо­во­го на­га­ра и том­па­ка в ка­на­ле ство­ла, га­зо­вой ка­мо­ре, на га­зо­вом порш­не, га­зо­вом ре­гу­ля­то­ре, ча­шеч­ке за­тво­ра и дру­гих де­та­лях, под­вер­гаю­щих­ся воз­дей­ст­вию по­ро­хо­вых га­зов, уда­ля­ют чи­ст­кой с ис­поль­зо­ва­ни­ем од­но­го из со­ста­вов, при­ве­ден­ных ни­же.

Спе­ци­аль­но при­го­тов­лен­ный в под­раз­де­ле­нии рас­твор РЧС (рас­твор чи­ст­ки ство­лов) при­ме­ня­ет­ся толь­ко для чи­ст­ки ка­на­лов ство­лов и дру­гих час­тей ору­жия, под­верг­ших­ся воз­дей­ст­вию по­ро­хо­вых га­зов. В рас­твор РЧС вхо­дит:

  • уг­ле­кис­лый ам­мо­ний — 200 г;
  • дву­хро­мо­во­кис­лый ка­лий (хром­пик) — 3-5 г;
  • во­да пить­е­вая — 1 л.

3аменять хром­пик в рас­тво­ре РЧС на дру­гие хи­ми­ка­ты (на­при­мер нит­рат на­трия и др.) нель­зя, так как ос­таль­ные со­ста­вы при­во­дят к рез­ко­му ухуд­ше­нию рас­тво­ре­ния ме­ди и на­га­ра. Кро­ме это­го, соз­да­ют­ся ус­ло­вия для кор­ро­зии ка­на­ла ство­ла, что не на­блю­да­ет­ся при чи­ст­ке рас­тво­ром РЧС.

Этот рас­твор, как пра­ви­ло, го­то­вит­ся для од­но­ра­зо­вой чи­ст­ки ору­жия и в мас­лен­ки не на­ли­ва­ет­ся. До­пус­ка­ет­ся его хра­не­ние в под­раз­де­ле­нии в хо­ро­шо за­ку­по­рен­ных бу­тыл­ках в тем­ном мес­те, вда­ли от на­гре­ва­тель­ных при­бо­ров, в те­че­ние 7 су­ток. При уда­ле­нии за­твер­дев­ше­го на­га­ра до­пус­ка­ет­ся уве­ли­че­ние хром­пи­ка до 10 г на 1 л во­ды. По­сле чи­ст­ки ве­тошь, на­вер­ну­тая на про­тир­ку, долж­на вы­хо­дить из ка­на­ла ство­ла без сле­дов на­га­ра. По­это­му по­сле при­ме­не­ния рас­тво­ра РЧС для чи­ст­ки не­об­хо­ди­мо осо­бо тща­тель­но про­ти­рать ка­нал ство­ла вна­ча­ле пак­лей, за­тем чис­той ве­то­шью, а дру­гие час­ти — ве­то­шью, а за­тем сма­зать все час­ти ру­жей­ной или жид­кой ру­жей­ной смаз­кой.

Кро­ме то­го, ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил так­же дру­гой со­став для чи­ст­ки, пред­став­ляю­щий со­бой пас­ту сле­дую­ще­го со­ста­ва:

  • олеи­но­вая ки­сло­та — 400 г;
  • ам­ми­ак 25% — 200 г;
  • пем­за в по­рош­ке — 130 г;
  • нит­рит на­трия — 40-50 г;
  • мас­ло транс­фор­ма­тор­ное — 230 г.

Эта пас­та ис­поль­зу­ет­ся толь­ко при чи­ст­ке ору­жия с хро­ми­ро­ван­ным ка­на­лом ство­ла.

При­ве­ден­ные со­ста­вы для чи­ст­ки не толь­ко уда­ля­ют от­ло­же­ния, но и пас­си­ви­ру­ют де­та­ли, об­ра­зуя на их по­верх­но­стях тон­чай­шую окис­ную плен­ку, за­щи­щаю­щую ме­талл от кор­ро­зии.

Из про­ти­роч­ных ма­те­риа­лов для чи­ст­ки ору­жия ис­поль­зу­ют­ся: ве­тошь, пак­ля и бу­ма­га КВ-22, при­ме­няе­мая вме­сто ве­то­ши.

Пак­ля (ко­рот­кое льно­во­лок­но), очи­щен­ная от ко­ст­ри­ки, луч­ше вхо­дит в на­ре­зы ка­на­ла ство­ла, чем ве­тошь, что обес­пе­чи­ва­ет его ка­че­ст­вен­ную чи­ст­ку. По­это­му пак­ля при­ме­ня­ет­ся толь­ко для чи­ст­ки ка­на­ла ство­ла. Ве­тошь и бу­ма­га КВ-22 при­ме­ня­ют­ся для об­ти­ра­ния, чи­ст­ки и смаз­ки всех час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия.

Для удоб­ст­ва чи­ст­ки и смаз­ки па­зов, от­вер­стий, вы­емов и вы­ре­зов ис­поль­зу­ет­ся ком­плект де­ре­вян­ных па­ло­чек.

Па­лоч­ки с ло­па­точ­ка­ми на кон­це слу­жат для чи­ст­ки и смаз­ки па­зов, па­лоч­ки ци­лин­д­ри­че­ской фор­мы раз­но­го диа­мет­ра — для чи­ст­ки и смаз­ки от­вер­стий, вы­емов, вы­ре­зов, па­трон­ни­ка, а так­же га­зо­вой ка­мо­ры. При поль­зо­ва­нии па­лоч­ка­ми обя­за­тель­но на них на­кла­ды­ва­ет­ся ве­тошь.

При­ме­не­ние дру­гих, не ука­зан­ных в на­став­ле­ни­ях НСД сма­зоч­ных и про­ти­роч­ных ма­те­риа­лов, ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ще­но.

При те­ку­щем об­слу­жи­ва­нии стрел­ко­во­го ору­жия вы­пол­ня­ют­ся сле­дую­щие ра­бо­ты: го­то­вят­ся про­ти­роч­ные и сма­зоч­ные ма­те­риа­лы для чи­ст­ки и смаз­ки; ос­мат­ри­ва­ет­ся при­над­леж­ность и го­то­вит­ся для чи­ст­ки; про­из­во­дит­ся не­пол­ная или пол­ная раз­бор­ка ору­жия в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни его за­гряз­не­ния; чи­ст­ка, уда­ле­ние ржав­чи­ны, а по­сле стрель­бы — уда­ле­ние омед­не­ния и по­ро­хо­во­го на­га­ра; про­вер­ка со­стоя­ния де­та­лей по на­руж­но­му ви­ду; смаз­ка всех не­ок­ра­шен­ных, ме­тал­ли­че­ских де­та­лей; сбор­ка ору­жия; про­вер­ка дей­ст­вия ра­бо­ты час­тей и ме­ха­низ­мов; про­тир­ка на­су­хо ка­на­ла ство­ла и всех ос­таль­ных час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия, уда­ле­ние смаз­ки с де­ре­вян­ных де­та­лей; чи­ст­ка и про­суш­ка чех­лов, ук­ла­доч­ных ящи­ков и фут­ля­ров; у оп­ти­че­ских при­бо­ров про­ти­ра­ет­ся на­руж­ная по­верх­ность оп­ти­че­ских де­та­лей чис­той фла­не­лью или ва­той, за­чи­ща­ют­ся кон­так­ты для под­клю­че­ния элек­три­че­ских ба­та­рей, про­ве­ря­ет­ся ра­бо­то­спо­соб­ность ба­та­рей вклю­че­ни­ем и про­ве­ря­ет­ся год­ность па­тро­на осуш­ки.

Пер­во­на­чаль­но для чи­ст­ки и смаз­ки ору­жия го­то­вят­ся про­ти­роч­ные и сма­зоч­ные ма­те­риа­лы. Для это­го ве­тошь, бу­ма­га КВ-22, пак­ля, мас­лен­ки с ру­жей­ной и жид­кой ру­жей­ной смаз­кой, а так­же ком­плек­ты па­ло­чек вы­кла­ды­ва­ют­ся на стол. Пак­ля очи­ща­ет­ся от ко­ст­ри­ки, а в мас­лен­ке от­вин­чи­ва­ют­ся крыш­ки гор­ло­вин. Кро­ме то­го, ста­вит­ся на стол по­су­да с рас­тво­ром РЧС.

За­тем про­из­во­дит­ся не­пол­ная раз­бор­ка ору­жия.

Есть смысл на при­ме­ре обу­че­ния ав­то­мат­чи­ков по­ка­зать, как ос­мат­ри­ва­ет­ся при­над­леж­ность ав­то­ма­та АК-74 и как она го­то­вит­ся для чи­ст­ки, а за­тем как про­из­во­дит­ся чи­ст­ка и смаз­ка ав­то­ма­та. Ос­мотр при­над­леж­но­сти про­из­во­дит­ся в сле­дую­щей по­сле­до­ва­тель­но­сти:

  1. Ос­мот­реть шом­пол. Для че­го не­об­хо­ди­мо взять его в обе ру­ки, при­под­нять на уро­вень глаз и, за­крыв один глаз, по­смот­реть, не име­ет ли он по­гну­то­стей. Про­ве­рить, ис­прав­на ли на­рез­ка на кон­це шом­по­ла.
  2. Ос­мот­реть про­тир­ку. На­вин­тить ее на шом­пол: про­тир­ка долж­на проч­но удер­жи­вать­ся на шом­по­ле, а ее стер­жень — сво­бод­но вра­щать­ся. Про­ве­рить на глаз, не по­гну­та ли про­тир­ка.
  3. Ос­мот­реть ер­шик. Ер­шик дол­жен быть чис­тым и пря­мым, его ще­ти­на не долж­на вы­па­дать. На­вин­тить ер­шик на шом­пол. Он дол­жен проч­но удер­жи­вать­ся на шом­по­ле и не быть по­гну­тым.
  4. Ос­мот­реть пе­нал. Пе­нал не дол­жен иметь тре­щин, по­мя­то­стей и по­ги­бов. Свин­тить с шом­по­ла ер­шик. Че­рез бо­ко­вые от­вер­стия пе­на­ла про­деть шом­пол. Го­лов­ка шом­по­ла не долж­на про­хо­дить че­рез ма­лое от­вер­стие пе­на­ла.
  5. Ос­мот­реть крыш­ку пе­на­ла. За­кре­пить ее на дуль­ной час­ти ство­ла ав­то­ма­та. Она не долж­на иметь зна­чи­тель­но­го бо­ко­во­го ка­ча­ния. При на­ли­чии ка­ча­ния бу­дет про­ис­хо­дить рас­ти­ра­ние шом­по­лом дуль­ной час­ти ство­ла. Че­рез от­вер­стие крыш­ки пе­на­ла по­про­бо­вать про­деть шом­пол, а за­тем про­тир­ку; шом­пол при этом дол­жен сво­бод­но про­хо­дить, а про­тир­ка не долж­на про­хо­дить со­всем.
  6. Ос­мот­реть мас­лен­ку. Про­ве­рить, не име­ет ли она тре­щин и вмя­тин. Крыш­ки мас­лен­ки долж­ны иметь про­клад­ку и плот­но к ней при­вер­ты­вать­ся. Из мас­лен­ки не долж­на про­те­кать смаз­ка.
  7. Ос­мот­реть от­верт­ку с вы­ко­лот­кой. Она не долж­на иметь за­бо­ин и скро­шен­но­сти на лез­вии, клю­че и стен­ках вы­ре­за.

Не­об­хо­ди­мо пом­нить, что при чи­ст­ке ору­жия по­сле стрель­бы с дуль­ной час­ти ство­ла не­об­хо­ди­мо свин­тить дуль­ный тор­мо­з-ком­пен­са­тор.

По­сле это­го про­из­во­дит­ся чи­ст­ка ка­на­ла ство­ла ору­жия жид­кой ру­жей­ной смаз­кой. Для че­го ствол со стволь­ной ко­роб­кой, с при­цель­ным при­спо­соб­ле­ни­ем и при­кла­дом кла­дет­ся в вы­ре­зы сто­ла для чи­ст­ки ору­жия или про­сто на обыч­ный стол. При от­сут­ст­вии сто­ла ав­то­мат упи­ра­ет­ся при­кла­дом в зем­лю или пол.

Бе­рет­ся не­боль­шой клок пак­ли, луч­ше все­го с длин­ны­ми во­лок­на­ми, с нее стря­хи­ва­ет­ся ко­ст­ри­ка, по­сле че­го она скла­ды­ва­ет­ся в ви­де циф­ры «во­семь». Что­бы удоб­нее бы­ло сде­лать из пак­ли вось­мер­ку, ее пред­ва­ри­тель­но в ви­де коль­ца об­ма­ты­ва­ют во­круг че­ты­рех паль­цев ле­вой ру­ки. Пак­лю в ви­де вось­мер­ки на­кла­ды­ва­ют пе­ре­кре­сти­ем вось­мер­ки на ко­нец про­тир­ки, ук­ла­ды­вая во­лок­на пак­ли вдоль стерж­ня про­тир­ки, и пе­ре­кру­чи­ва­ни­ем за­кре­п­ля­ют на ней. Тол­щи­на пак­ли долж­на быть та­кой, что­бы про­тир­ка вхо­ди­ла в ка­нал ство­ла с не­боль­шим уси­ли­ем, а дли­на за­кре­п­лен­ной на про­тир­ке вось­мер­ки пак­ли долж­на быть не­сколь­ко ко­ро­че дли­ны вра­щаю­щей­ся час­ти про­тир­ки.

По­сле это­го на пак­лю из мас­лен­ки на­ли­ва­ют не­мно­го жид­кой ру­жей­ной смаз­ки, при этом нель­зя до­пус­кать опус­ка­ния шом­по­ла с про­тир­кой и пак­лей в мас­лен­ку, так как это при­ве­дет к за­гряз­не­нию смаз­ки. За­тем шом­пол с про­тир­кой и пак­лей вво­дят в ка­нал ство­ла и на дуль­ной час­ти ство­ла ав­то­ма­та кре­пят крыш­ку пе­на­ла (дуль­ную на­клад­ку). Взяв­шись ле­вой ру­кой за ору­жие, а пра­вой за пе­нал (шом­поль­ную муф­ту) и не из­ги­бая шом­пол, его плав­но про­дви­га­ют с про­тир­кой и пак­лей по всей дли­не ка­на­ла ство­ла 6-8 раз.

Нуж­но учи­ты­вать, что при поль­зо­ва­нии крыш­кой пе­на­ла (дуль­ной на­клад­кой) дуль­ная часть ка­на­ла ство­ла ос­та­ет­ся не­вы­чи­щен­ной. По­это­му по­сле чи­ст­ки ка­на­ла ство­ла, сняв со ство­ла дуль­ную на­клад­ку, про­дер­ги­ва­ни­ем шом­по­ла с про­тир­кой чис­тят дуль­ную часть ство­ла при­мер­но на дли­ну про­тир­ки.

По­сле че­го вы­ни­ма­ют шом­пол из ка­на­ла ство­ла, сме­ня­ют пак­лю, про­пи­ты­ва­ют ее жид­кой ру­жей­ной смаз­кой и так же еще раз чис­тят ка­нал ство­ла и его дуль­ную часть. Та­ким спо­со­бом не­об­хо­ди­мо про­чис­тить ка­нал ство­ла не­сколь­ко раз, в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни его за­гряз­не­ния. За­тем об­ти­ра­ют шом­пол и про­тир­ку ве­то­шью, а ка­нал ство­ла су­хой пак­лей, а по­том — чис­той ве­то­шью.

Ес­ли на ве­то­ши по­сле про­ти­ра­ния ка­на­ла ство­ла бу­дут за­мет­ны сле­ды на­га­ра (чер­но­та) или жел­то­го цве­та от ржав­чи­ны и за­гряз­не­ния, то чи­ст­ку ка­на­ла ство­ла сле­ду­ет про­дол­жать, а за­тем сно­ва про­те­реть его су­хой пак­лей и ве­то­шью.

За­кон­чив чи­ст­ку на­рез­ной час­ти ка­на­ла ство­ла, так же чис­тят па­трон­ник со сто­ро­ны стволь­ной ко­роб­ки. По­сле че­го не­об­хо­ди­мо ос­мот­реть ка­нал ство­ла ору­жия на свет с дуль­ной час­ти, мед­лен­но по­во­ра­чи­вая ствол в ру­ках, что­бы хо­ро­шо рас­смот­реть на­ре­зы и про­ве­рить, не ос­та­лось ли сле­дов на­га­ра в уг­лах на­ре­зов, а так­же клоч­ков пак­ли или ве­то­ши. За­тем так же ос­мат­ри­ва­ют па­трон­ник с ка­зен­ной час­ти.

Ес­ли при чи­ст­ке про­тир­ка с пак­лей или ве­то­шью за­стря­нет в ка­на­ле ство­ла, то не­об­хо­ди­мо вве­сти в ка­нал ство­ла не­мно­го ра­зо­гре­той жид­кой ру­жей­ной смаз­ки и дать воз­мож­ность ей в те­че­ние не­сколь­ких ми­нут хо­ро­шо про­пи­тать пак­лю (ве­тошь). По­сле это­го не­об­хо­ди­мо по­про­бо­вать вы­нуть шом­пол с про­тир­кой из ка­на­ла ство­ла. Ес­ли же они и по­сле это­го не из­вле­ка­ют­ся, то та­кое ору­жие от­прав­ля­ет­ся в ре­монт­ную мас­тер­скую.

Толь­ко по­сле это­го для уда­ле­ния на­га­ра, что­бы пре­дот­вра­тить раз­ви­тие кор­ро­зии, про­из­во­дит­ся чи­ст­ка ка­на­ла ство­ла ору­жия рас­тво­ром РЧС. Этим рас­тво­ром чис­тят­ся толь­ко ка­нал ство­ла и дру­гие час­ти, под­верг­шие­ся воз­дей­ст­вию по­ро­хо­вых га­зов при стрель­бе. При ис­поль­зо­ва­нии рас­тво­ра РЧС чи­ст­ка ка­на­ла ство­ла про­из­во­дит­ся ер­ши­ком, на­вин­чен­ным на шом­пол и смо­чен­ным в рас­тво­ре. По­сле чи­ст­ки ка­нал ство­ла про­ти­ра­ет­ся су­хой пак­лей и ве­то­шью. Чи­ст­ка ка­на­ла ство­ла рас­тво­ром РЧС про­дол­жа­ет­ся до тех пор, по­ка пак­ля и ве­тошь не бу­дут вы­хо­дить из ка­на­ла ство­ла без на­га­ра, зе­ле­ни, за­гряз­не­ния. По окон­ча­нии чи­ст­ки на­рез­ной час­ти ка­на­ла ство­ла тем же по­ряд­ком про­из­во­дит­ся чи­ст­ка па­трон­ни­ка со сто­ро­ны стволь­ной ко­роб­ки. (На сле­дую­щий день не­об­хо­ди­мо про­ве­рить ка­че­ст­во про­из­ве­ден­ной чи­ст­ки, и ес­ли при про­ти­ра­нии ка­на­ла ство­ла чис­той ве­то­шью на ней бу­дет об­на­ру­жен на­гар, не­об­хо­ди­мо про­из­ве­сти по­втор­ную чи­ст­ку в том же по­ряд­ке.).

За­кон­чив чи­ст­ку ка­на­ла ство­ла, при­сту­па­ют к чи­ст­ке всех ос­таль­ных час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия. Вна­ча­ле га­зо­вая ка­мо­ра, га­зо­вая труб­ка и дуль­ный тор­мо­з-ком­пен­са­тор про­мы­ва­ют­ся жид­кой ру­жей­ной смаз­кой или рас­тво­ром РЧС и не­сколь­ко раз про­чи­ща­ют­ся пак­лей и ве­то­шью с по­мо­щью шом­по­ла с про­тир­кой или де­ре­вян­ных па­ло­чек. По­сле это­го все эти час­ти тща­тель­но про­ти­ра­ют­ся чис­той ве­то­шью.

Стволь­ная ко­роб­ка, за­твор, за­твор­ная ра­ма, га­зо­вый пор­шень чис­тят­ся не­сколь­ко раз ве­то­шью, про­пи­тан­ной жид­кой ру­жей­ной смаз­кой или рас­тво­ром РЧС. Осо­бен­но тща­тель­но с по­мо­щью па­ло­чек про­чи­ща­ют­ся па­зы, от­вер­стия, уг­луб­ле­ния. По­сле чи­ст­ки эти час­ти не­об­хо­ди­мо на­су­хо про­те­реть ве­то­шью. Ес­ли для чи­ст­ки по­сле стрель­бы ис­поль­зу­ет­ся жид­кая ру­жей­ная смаз­ка, га­зо­вый пор­шень, а так­же ци­лин­д­ри­че­ские вы­ре­зы не­об­хо­ди­мо по­крыть смаз­кой или обер­нуть их на 3-5 ми­нут ве­то­шью, смо­чен­ной смаз­кой. По­сле это­го с по­мо­щью де­ре­вян­ной па­лоч­ки уда­лить за­твер­дев­ший по­ро­хо­вой на­гар и на­су­хо про­те­реть их.

Все ос­таль­ные ме­тал­ли­че­ские час­ти ору­жия про­чи­ща­ют­ся ве­то­шью, слег­ка смо­чен­ной жид­кой ру­жей­ной смаз­кой, а за­тем про­ти­ра­ют­ся на­су­хо. Де­ре­вян­ные час­ти об­ти­ра­ют­ся су­хой ве­то­шью.

За­тем про­из­во­дит­ся смаз­ка ка­на­ла ство­ла и всех ме­тал­ли­че­ских час­тей ору­жия. Для смаз­ки ка­на­ла ство­ла про­тир­ка на­вин­чи­ва­ет­ся на шом­пол, на нее на­кла­ды­ва­ют про­пи­тан­ную смаз­кой пак­лю. Вво­дят в ка­нал ство­ла с дуль­ной час­ти шом­пол с про­тир­кой и плав­но про­дви­га­ют его два-т­ри раза по всей дли­не ство­ла, что­бы рав­но­мер­но по­крыть ка­нал ство­ла тон­ким сло­ем смаз­ки. Так же сма­зы­ва­ют па­трон­ник со сто­ро­ны стволь­ной ко­роб­ки и дуль­ный тор­мо­з-ком­пен­са­тор. Да­лее, все ме­тал­ли­че­ские час­ти и ме­ха­низ­мы ав­то­ма­та сма­зы­ва­ют­ся про­мас­лен­ной ве­то­шью. При этом во из­бе­жа­ние за­гряз­не­ния и за­пы­ле­ния час­тей и ме­ха­низ­мов слой смаз­ки дол­жен быть тон­ким, а де­ре­вян­ные час­ти ору­жия не сма­зы­ва­ют­ся.

По­сле это­го про­из­во­дит­ся сбор­ка ору­жия.

Не­об­хо­ди­мо так­же пом­нить осо­бен­но­сти чи­ст­ки и смаз­ки ору­жия в хо­лод­ное и зим­нее вре­мя; по­сле до­ж­дя; при пе­ре­хо­де с од­ной смаз­ки на дру­гую; при сда­че ору­жия на склад на дли­тель­ное хра­не­ние.

В хо­лод­ное и зим­нее вре­мя пе­ред тем как вне­сти ору­жие в те­п­лое по­ме­ще­ние, ре­ко­мен­ду­ет­ся его на­руж­ные час­ти об­те­реть ве­то­шью, про­пи­тан­ной жид­кой ру­жей­ной смаз­кой. За­тем в по­ме­ще­нии дать ору­жию воз­мож­ность от­по­теть в те­че­ние 10-20 ми­нут и толь­ко по­сле это­го про­из­ве­сти его чи­ст­ку и смаз­ку. Кро­ме то­го, в хо­лод­ное и зим­нее вре­мя при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха ни­же +5 гра­ду­сов по С ору­жие сма­зы­ва­ет­ся толь­ко жид­кой ру­жей­ной смаз­кой. При­ме­нять для это­го ру­жей­ную смаз­ку ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ща­ет­ся, так как это мо­жет при­вес­ти к на­ру­ше­нию ра­бо­ты под­виж­ных час­тей ору­жия.

Ес­ли ору­жие по­бы­ва­ло под до­ж­дем, то сра­зу же по­сле вне­се­ния его в по­ме­ще­ние сле­ду­ет об­те­реть все его час­ти су­хой ве­то­шью — это пре­до­хра­нит час­ти от ржав­ле­ния. Толь­ко по­сле это­го про­из­во­дит­ся пол­ная чи­ст­ка и смаз­ка ору­жия.

При пе­ре­хо­де с од­ной смаз­ки на дру­гую на­до тща­тель­но уда­лить ста­рую смаз­ку со всех час­тей и ме­ха­низ­мов ору­жия. Для это­го про­из­во­дит­ся пол­ная раз­бор­ка ору­жия и про­мыв­ка всех ме­тал­ли­че­ских час­тей в жид­кой ру­жей­ной смаз­ке. При этом не до­пус­ка­ет­ся, что­бы смаз­ка ос­та­лась на вит­ках пру­жин, в уг­лах па­зов, на резь­бе и в дру­гих труд­но­дос­туп­ных мес­тах. За­тем все час­ти и де­та­ли ору­жия об­ти­ра­ют­ся чис­той су­хой ве­то­шью.

Толь­ко по­сле это­го мож­но сма­зать все час­ти и ме­ха­низ­мы ору­жия но­вой смаз­кой и про­из­ве­сти сбор­ку ору­жия.

Смаз­ка ав­то­ма­та про­из­во­дит­ся в сле­дую­щем по­ряд­ке:

  • Не­об­хо­ди­мо сма­зать ка­нал ство­ла. На­вин­тить на шом­пол про­тир­ку и на­ло­жить на нее ве­тошь, про­пи­тан­ную смаз­кой. Вве­сти про­тир­ку в ка­нал ство­ла с дуль­ной час­ти и плав­но про­дви­нуть ее два — три раза по всей дли­не ство­ла, что­бы рав­но­мер­но по­крыть ка­нал ство­ла тон­ким сло­ем смаз­ки. Сма­зать па­трон­ник и дуль­ный тор­мо­з-ком­пен­са­тор.
  • Все ос­таль­ные ме­тал­ли­че­ские де­та­ли и ме­ха­низ­мы ав­то­ма­та по­крыть с по­мо­щью про­мас­лен­ной ве­то­ши тон­ким сло­ем смаз­ки. Из­лиш­няя смаз­ка спо­соб­ст­ву­ет за­гряз­не­нию час­тей и мо­жет вы­звать за­держ­ки при стрель­бе. Де­ре­вян­ные час­ти ав­то­ма­та АК-74 (вы­пус­ка до 1987 го­да) не сма­зы­ва­ют­ся.

По окон­ча­нии смаз­ки не­об­хо­ди­мо со­брать ав­то­мат, про­ве­рить ра­бо­ту его час­тей и ме­ха­низ­мов, вы­чис­тить и сма­зать ма­га­зи­ны и при­над­леж­ность.

При сда­че ору­жия на склад на дли­тель­ное хра­не­ние не­об­хо­ди­мо очень тща­тель­но про­чис­тить все час­ти и ме­ха­низ­мы ору­жия, сма­зать их жид­кой ру­жей­ной смаз­кой, а по­сле это­го ору­жие сна­ча­ла за­вер­нуть в один слой ин­ги­би­ти­ро­ван­ной, а за­тем в один слой па­ра­фи­ни­ро­ван­ной бу­ма­ги.

Толь­ко уме­лая, свое­вре­мен­ная и тща­тель­ная чи­ст­ка ору­жия мо­жет обес­пе­чить пол­ную со­хран­ность его в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни и без­от­каз­ность дей­ст­вия в бою. Чем слож­нее уст­рой­ст­во ору­жия, чем не­бла­го­при­ят­нее ус­ло­вия, в ко­то­рых оно на­хо­дит­ся, тем ча­ще и тща­тель­нее долж­ны про­из­во­дить­ся чи­ст­ка и смаз­ка. По­ря­док чи­ст­ки и смаз­ки стрел­ко­во­го ору­жия ука­зан в на­став­ле­ни­ях по стрел­ко­во­му де­лу, ко­то­ры­ми и сле­ду­ет ру­ко­во­дство­вать­ся.

Источник

Оцените статью